Внутренняя картина болезни

Одна из основных проблем патопсихологии – изучение реакции больного на свое заболевание. Феномен внутренней картины болезни –продукт индивидуальной внутренней активности личности, формируется при любом соматическом заболевании (в диапазоне от однократного эпизода боли и дискомфорта до тяжелых соматических хронических заболеваний).

Любой человек, имеющий опыт соматической болезни, может наблюдать у себя формирование внутренней картины болезни («прислушивание» к неприятным ощущениям, желание понять, насколько они угрожают его здоровью, как снизить их влияние).

В 1926 году А. Гольдшейдер впервые описал ощущения, переживания и представления больного о своей болезни, назвав механизм искажения психической деятельности под влиянием болезни и личностного реагирования на болезнь – аутопластической картиной заболевания.

Интегративный термин «внутренняя картина болезни» введен в 1935 году Р.А. Лурия. Он дифференцирует внешнюю картину болезни (объективные данные, которые врач получает с помощью специальных методов исследования) и внутреннюю картину болезни (переживания пациентом по поводу болезни).

Внутренняя картина болезни не сводится к сбору анамнеза и жалоб пациента, а представляет детальное изучение его личности.

В структуре внутренней картины болезни Р.А. Лурия выделяет сензитивный (сложный комплекс обусловленных заболеванием, субъективно переживаемых пациентом, телесных ощущений) и интеллектуальный (система когнитивных представлений пациента о своем заболевании, его причинах, течении, исходе, какую роль болезнь играет в жизни пациента и как он планирует ее преодолеть) уровни.

В структуре внутренней картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1982) выделяют «горизонтальное расчленение» (локальные боли и расстройства, эмоциональные переживания) и «вертикальное» (знания о болезни и ее оценка), которое во многом обусловлено аффективным реагированием больного.

Болезнь как патологический процесс участвует в построении внутренней картины болезни, создавая для больного трудную жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает не только общение с врачом, прием лекарств и процедуры, но и перестройку взаимоотношений с близкими и коллегами.

Первоначально возникающие соматические нарушения вызывают реакции в психике, которые в свою очередь, являются причиной психических нарушений, и запускают механизм «замкнутого круга».

Соответствующее реагирование на болезнь формирует отношение к болезни (Л.Л. Рохлин, 1957, К.А. Скворцов, 1958), которое включает оценку больным своей болезни, а также связанных с ней переживаний, намерений и действий.

Интересно
Общий чувственный и эмоциональный тон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью Е.А. Шевалев и В.В. Ковалев (1972) назвали переживанием болезни.

Методологическим подходом к дальнейшему пониманию и развитию концепции внутренней картины болезни стада концепция отношений В.Н. Мясищева.

Он анализировал отношения как продукт адаптации личности к условиям жизни, продиктованным заболеванием и обуславливающим регуляцию психического функционирования и поведения больного.

В информационно-кибернетической модели внутренней картины болезни Т.Н. Резниковой и В.М. Смирнова акцент сделан на «церебральном информационном поле болезни», в основании которого находится «схема тела», изменившаяся из-за болезни, на основе которой формируется «психологическое информационное поле болезни».

Доминирующее значение в формировании внутренней картины болезни, по мнению авторов, принадлежит типу эмоционального отношения человека к собственному телу и проявляющимся через него признакам заболевания.

Внутренняя картина болезни – это система понятий и механизмов психической адаптации личности к болезни (В.А. Ташлыков, 1984).

Она включает когнитивный, эмоциональный и мотивационно-волевой аспекты, которые формируются в защитных целях для снижения эмоционального напряжения и преодоления трудностей, вызванных заболеванием.

Внутреннюю картину болезни как сложное многоуровневое образование, включающее чувственную ткань и вторичное означение, личностного смысла дает А.Ш. Тхостов.

Субъективная картина болезни может быть осознана больным только преломляясь в структуре мотивов. Неоднозначность взаимоотношений личностного смысла и иерархии мотивов определяет сложную динамику формирования образа болезни, который становится менее приближенным к первичному интрацептивному восприятию.

Большинство исследователей в структуре внутренней картины болезни, вне зависимости от нозологической формы заболевания, выделяют следующие взаимосвязанные уровни:

  • чувственный;
  • эмоциональный;
  • интеллектуальный (рационально-информационный);
  • мотивационный.

Специфика проявления каждого уровня у больного позволяет сформирования модель заболевания, то есть представления о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе. Стадия заболевания определяет значимость каждого уровня внутренней картины болезни.

Формирование внутренней картины болезни и динамика личностного реагирования на болезнь включает взаимосвязанные этапы:

  • сенсологический – отражает реакцию на развившееся чувство дискомфорта, боль различной интенсивности связанное с ними чувство собственной недостаточности. Включает дискомфортный (возникновение неприятных ощущений различной интенсивности и локализации, ранний симптом угрозы заболевания), алгический (болевой) (информация о нарушении деятельности органов и систем) и дефицитарный (осознание ограничения своих прежних возможностей, нарушение биосоциальной адаптации) компоненты;
  • оценочный – результат интрапсихической переработки больным сенсологического этапа. На этом этапе внутренняя картина осознается и индивидуализируется;
  • отношения к болезни – сформированная внутренняя картина болезни определяет тип реагирования на заболевание.

Возникновение реакции на болезнь зависит от следующих факторов (А. Хулек, 1969):

  • продолжительность болезни;
  • тяжесть нарушений и диапазон вызванных болезнью ограничений;
  • вид инвалидности;
  • возраст перехода на инвалидность;
  • уровень интеллектуального развития;
  • особенности преморбидной личности.

Удельный вес каждого фактора различен на разных этапах диагностического и лечебного процесса.

Важным ситуационным фактором, формирующим внутреннюю картину болезни, является ситуация лечения: тяжесть и длительность лечебных процедур, степень зависимости больного от медицинской аппаратуры и персонала, содержание и стиль взаимоотношений больного с медицинскими работниками.

Необходимо отметить, что «объективная и субъективная» тяжесть болезни часто не совпадают.

По мнению В.Д. Менделевича, формирование субъективного отношения к болезни обусловлено социально-конституционными (пол, профессия) и индивидуальнопсихологическими (эмоциональность, переносимость боли, активность, ценностные ориентации, стоическая и ипохондрическая позиция) факторы.

Кроме выделенных факторов, отношение к болезни зависит от вероятности летального исхода, необходимости радикального или паллиативного лечения, стоимости лечения, социальной значимости болезни, влияния заболевания на систему взаимоотношений.

Психологическая картина любого соматического заболевания в каждом конкретном случае индивидуальна.

Поэтому компонентами личностного реагирования на болезнь являются:

  • витальный-биологический уровень;
  • профессионально-трудовой-социально-психологический уровень;
  • этический, эстетический, интимный- индивидуальнопсихологический уровень.

Внутренняя картина болезни, индивидуально-психологические особенности пациента, социальная ситуация влияют на его соматическое состояние и формируют специфику поведения.

Отношение к заболеванию – это избирательное, сознательное реагирование пациента. Адекватный и патологический типы личностного реагирования на болезнь выделяют А.Р. Квасенко и Ю.Г. Зубарев (1980).

Адекватные реакции больные демонстрируют в следующих позициях:

  • нормосоматонозогнозия – пациент правильно оценивает свое состояние и возможности дальнейшего развития болезни, его представления совпадают с представления врачей, он позитивно относится к лечебно-диагностическим и реабилитационным действиям и рекомендациям;
  • гиперсоматонозогнозия – пациент переоценивает заболевание, его симптомы и последствия;
  • гипосоматонозогнозия – пациент недооценивает болезнь и ее последствия;
  • диссоматонозогнозия – пациент отрицает болезнь и ее симптомы.

Патологическое реагирование на болезнь включает подтипы: депрессивный, фобический, истерический, ипохондрический, анозогнозический.

Р. Конечный и М. Боухал (1983) считают, что внутренняя картина болезни зависит от характера болезни; обстоятельств, в которых протекает болезнь; преморбидной личности; социального положения больного.

Выделенные факторы позволили им выделить типы отношений (реакций) пациента к болезни:

  • нормальный (соответствует объективной тяжести болезни);
  • пренебрежительный (недооценка тяжести болезни);
  • отрицающий (больной не обращает внимание на болезнь);
  • нозофобный (больной понимает, что опасения преувеличены, но избавиться от них не может);
  • ипохондрический (больной полностью погружается в болезнь);
  • нозофильный (больной получает полное удовлетворение от того, что болезнь освободила его от обязанностей);
  • улитарный (получение выгоды от болезни: сочувствие окружающих, выход из фрустрирующей ситуации, материальные блага).

Типология «психосоциальных реакций на болезнь» предложена З. Липовски (1983):

  • реакция на информацию о заболевании (болезнь угроза или вызов, болезнь утрата, болезнь выигрыш или утрата, болезнь наказание);
  • эмоциональные реакции на болезнь (тревога, депрессия, стыд, чувство вины);
  • реакции на преодоление болезни (когнитивный (преуменьшение личной значимости или пристальное внимание ко всем проявлениям болезни) и поведенческий (борьба, «уход») компоненты).

Таким образом, внутренняя картина болезни – это субъективное отношение больного к своему заболеванию, комплекс вторичных психологических симптомов заболевания.

Изучение внутренней картины болезни позволяет патопсихологу предложить пациенту оптимальные способы и приемы использования его компенсаторного потенциала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)