Патопсихология как наука

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В ее структуре принято выделять общую психологию, психологию развития и акмеологию, педагогическую психологию, социальную психологию, медицинскую психологию и другие отрасли.

Медицинская психология является междисциплинарной, пограничной научной дисциплиной. Она базируется на психологических теориях и разработанных на их основе методах исследования. С точки зрения К.К. Платонова (1984) патопсихология является отраслью клинической (медицинской) психологии.

Патопсихология – это отрасль психологической науки, которая изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой (Б.В. Зейгарник, 1973).

Она рассматривает задачи как общей медицинской психологии (закономерности распада психики, личностные изменения больных), так и частной медицинской психологии (нарушения психики конкретного пациента для уточнения диагноза, проведения экспертизы). Однако необходимо отметить, что до сих пор нет единого мнения на определение патопсихологии.

Интересно
Свою точку зрения на патопсихологию как научную дисциплину определяют А.Б. Холмогорова, И.Ю. Левченко, Г.Н. Носачев, Д.В. Романов, Е.А. Орлова, Р.В. Козъяков и многие другие. Сложность определения дисциплины состоит в том, что вместе с психопатологией патопсихология имеет общий объект изучения – расстройства психики.

Однако науки исследуют его с разных сторон, патопсихология – с психологической (психологические методы и категориально-понятийный аппарат психологии), психопатология – с медицинской (медицинские категории и общепсихопатологические критерии). Необходимо отметить также значимые различия между психиатрией и патопсихологией.

Психиатрия как область медицинского знания выясняет причины психической болезни, симптомы и синдромы, характерные для определенного психического заболевания, анализирует течение и прогноз болезни, ее лечение и профилактику.

Патопсихология акцентирует внимание на закономерностях развития и структуры психики при нормативном развитии. Поэтому предмет патопсихологии – закономерности распада психической деятельности и психических свойств личности в сравнении с нормативным развитием психических явлений.

Знания в области патопсихологии позволяют более глубоко познать закономерности функционирования и развития нормативной психики, изучить «психическую норму», «психическое здоровье», а также факторы, способствующие прогрессу или регрессу развития личности.

Вопрос о задачах патопсихологии до сих пор остается дискуссионным. По мнению Н.Л. Белопольской, основные задачи патопсихология:

  • диагностическая;
  • коррекционная;
  • исследовательская;
  • профилактическая.

Альтернативная точка зрения принадлежит Б.Д. Карвасарскому.

Задачами патопсихологии он определяет:

  • дифференциальную диагностику психических расстройств;
  • оценку структуры и степени психических расстройств;
  • диагностику психического развития и его аномалий (дизонтогенеза);
  • исследование личности, социальной среды и социальных позиций больного;
  • оценку динамики психических нарушений и учет эффективности терапии;
  • экспертную работу;
  • реабилитационную и психокоррекционную работу.

Так как патопсихология является психологической дисциплиной, то К.И. Поварнин считает, что патопсихолог в первую очередь должен быть психологом, знающим теоретические основы и практические запросы психиатрической клиники и клиники неврозов.

Результаты, полученные в ходе патопсихологического эксперимента в рамках психологической теории, позволяют не только дополнять клиническую практику, но и выделять новые факторы.

Все вышеперечисленные задачи патопсихология успешно решает с помощью патопсихологической диагностики. Патопсихологическая диагностика – это определение структуры познавательных процессов, закономерностей их распада в сопоставлении с нормой и диагностика особенностей личности, поведения, общения и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных механизмов личности в связи с психическими расстройствами.

Обязательным условием проведения патопсихологической диагностики является сбор психологического анамнеза.

Психологический анамнез – это сведения от больного для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, особенно, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила эту систему (А.Е. Личко). Психологический анамнез делится на анамнез болезни и анамнез жизни.

Психологический анамнез можно собрать несколькими способами:

  1. Свободная, непринужденная беседа с больным, итоги которой оформляются в виде неформализированной текстуальной записи, где отмечается то, что признается важным.
  2. Формализованная карта-схема, которая вручается больному с просьбой самостоятельно заполнить все графы, где предлагаются готовые ответы на выбор, а иногда предлагается добавить недостающее.
  3. Формализованная карта-схема, которую заполняет сам психолог во время беседы с больным.
  4. Свободная непринужденная беседа с больным с последующим заполнением формализованной карты и одновременно с нею краткой текстуальной записью для истории болезни.

Бехтерев В.М. и Владычко С.Д. указывают на то, что патопсихологические методики должны быть простыми (испытуемые не должны обладать специальными знаниями и навыками) и портативными (возможность проведения исследования вне лаборатории).

Подбор диагностических методик и программа исследования зависят от клинической задачи, стоящей перед патопсихологом в каждом конкретном случае. Также при выборе методик необходимо учитывать образовательный уровень, индивидуальные особенности, психическое состояние и отношение к исследованию больного.

В патопсихологии используют следующие методы: эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тесты. Основным методом патопсихологии является патопсихологический эксперимент (С.Я. Рубинштейн).

Интересно
В его основе лежит принцип моделирования обычной психической деятельности (экспериментальные задания строятся по типу общепринятых адекватных функциональных проб), а также направленность на качественный анализ психической деятельности и точная, объективная регистрация фактов.

Именно эксперимент помогает отделить причину явления от условий, в которых оно развивается, а также перейти от описания явлений к анализу причин и механизмов симптомообразования. Результаты патопсихологического эксперимента позволяют диагностировать определенные личностные характеристики (конформность, эмоциональную лабильность, произвольность и др.).

Симптомы нарушений психики не всегда прямо обусловлены этиологией болезни. Они могут носить вторичный характер (оставаясь типичными для течения определенной болезни).

Причина каждого симптома не задана, ее нужно исследовать и искать экспериментальными методами. У каждого симптома может быть свой собственный, иногда очень сложный механизм развития (патогенез). Особое место при проведении патопсихологического исследования занимает видоизменение условий, с помощью которых можно спровоцировать уменьшение или увеличение патопсихологических изменений, свойственных испытуемых.

Рубинштейн С.Я. выделяет следующие условия:

  1. Эксперимент и регистрация наблюдаемого явления проводится или в условиях абсолютной тишины, или, в соответствие с целью исследования, в условиях специально создаваемых помех (шум или словесные раздражители, поместить яркие предметы в поле зрения испытуемого, включить музыку).
  2. Специальное варьирование деятельностью испытуемого. Выполнение различных по содержанию заданий (изменяется или характер предлагаемой деятельности, или уровень трудности заданий).
  3. Фармакологическое воздействие. Искусственное варьирование состояния пациента путем применения фармакологических препаратов, при этом изменение показателей психической деятельности регистрируется при каждом применении отдельного лекарственного препарата.

Патопсихологическое исследование (эксперимент) – использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В. Зейгарник).

Основные задачи патопсихологического исследования:

  1. Экспериментально-психологическое исследование особо трудных, сложных в дифференциально-диагностическом отношении больных для получения дополнительных данных о состоянии их психики.
  2. Психологический анализ и оценка степени и структуры нарушений психики при проведении экспертизы (трудовой, военной и т.д.).
  3. Объективизация динамики психического состояния в процессе терапии с целью учета эффективности разных видов лечебного воздействия.
  4. Психологическое обоснование выбора наиболее целесообразных видов профессиональной деятельности для восстановления трудоспособности больных.
  5. Психологический анализ особенностей интеллектуальной сферы для обоснования и выбора учебных и трудовых рекомендаций с целью профилактики инвалидизации психически больных детского и молодого возраста.
  6. Психологический анализ структуры нарушений психической деятельности при заболеваниях, возникших в результате различных вредных воздействий, интоксикаций, инфекций, стрессов и т.д.

При организации патопсихологического эксперимента необходимо:

  • моделировать психологическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;
  • обнаруживать структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранных форм психической деятельности;
  • учитывать возможности поиска решений самим больным, а также позволять психологу вмешиваться в деятельность больного для выяснения того, как больной воспринимает помощь экспериментатора и может ли ею воспользоваться;
  • экспериментально-психологические приемы следует направлять на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
  • результаты экспериментально-психологического исследования необходимо точно и объективно фиксировать.

В проведении патопсихологического эксперимента выделяют три этапа (М.С. Роговин):

  1. Создание экспериментальной ситуации с помощью предъявления больному любой психологической пробы (позволяет получить данные относительно темпа, объема и переключаемости психических процессов).
  2. Поиск таких психологических проб, в выполнении которых с наибольшей вероятностью должна проявиться психологическая структура нарушения.
  3. Сопоставление результатов использованных при исследовании психологических проб.

Длительность непрерывного патопсихологического исследования не должны превышать 2 часов, а при повышенной утомляемости больных, особенно пожилого и старческого возраста – 30 – 40 минут. Обычно исследование требует 3 – 4 часов, поэтому его проводят в течение двух, а иногда трех – четырех дней. Особенности поведения пациентов во время патопсихологического исследования, выделенные Н.К. Корсаковой, Л.И. Московичюте, представлены в таблице 2.

Патопсихология как наука

Патопсихологические явления также изучаются методом наблюдения и методом опроса, которые помогают раскрыть природу патологии психики и являются основными. Но они обязательно должны быть дополнены экспериментом.

Наблюдение – это старейший и важный метод изучения человека, когда не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Однако иногда этот метод не считают диагностическим (М.К. Акимова). Наблюдение позволяет исследовать поведение во многих разнообразных ситуациях, а также в широте его проявления.

Интересно
В патопсихологии наблюдение выступает фоновым процессом, охватывающим весь ход и продолжающимся на протяжении всего взаимодействия с испытуемым. Патопсихолог во время наблюдения за испытуемым должен диагностировать признаки препсихотических состояний, психотических и аффективных расстройств (А.Н. Алёхин).

Важно, чтобы испытуемый не испытывал чувство дискомфорта, у него не возникало подозрение во время взаимодействия со специалистом. Поэтому метод наблюдения является трудоёмким и сложным диагностическим инструментом, требующим от патопсихолога большого профессионального опыта и специальной подготовки. Вместе с тем, полностью исключить влияние экспериментатора на результаты наблюдения невозможно.

Необходимыми условиями наблюдения должны быть планомерность, систематичность, целенаправленность, а также интерпретация полученных результатов.

Во время наблюдениянеобход имо обращать внимание не только на эмоциональное состояние испытуемого, его поведенческие паттерны, но и внешний вид, мимику и пантомимику, нетипичные для возраста испытуемого или его образовательного уровня высказывания, поведенческие и эмоциональные реакции.

Важно отметить, как испытуемый начинает выполнять задание, темп выполнения заданий, реакции на внешние раздражители. Но во время наблюдения экспериментатор не может оценить содержание болезненных переживаний пациента.

Одним из основных видов взаимодействия людей является беседа. В патопсихологии это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Беседа является вспомогательным методом в комплексе с другими методами, но может быть и самостоятельным методов, в том случае, когда другими способами не удается получить информацию об испытуемом. Только беседа позволят узнать, что чувствовал, о чем думал человек в определенный момент времени. Если беседа используется при оказании психологической помощи, то она называется психотерапевтической, или клиническим интервью.

Стратегию проведения беседы определяют цель и задачи исследования. Зейгарник Б.В., Карвасарский Б.Д., Левченко И.Ю. выделяют основные функции беседы: диагностическую и терапевтически-коррекционную.

Если возникает необходимость во время беседы помощь испытуемому можно оказывать следующими способами (С.Я. Рубинштейн):

  • простое переспрашивание (просьба повторить какое-либо слово, так как оно акцентирует внимание на сказанном или сделанном);
  • одобрение или стимуляция дальнейших действий (молодец, хорошо);
  • вопросы о причинности совершенных действий (почему ты это сделал);
  • наводящие вопросы или критические замечания экспериментатора;
  • подсказка, совет каким способом необходимо действовать;
  • демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;
  • обучение оптимальному способу выполнения задания.

Получение информации о пациенте, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям пациента, происходит с помощью анкетирования. Анкета предполагает строго фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. Анкеты могут быть с открытыми, полузакрытыми и закрытыми вопросами. Использование всех типов вопросов позволяет получать более полную информацию об испытуемом. Для изучения особенностей психического развития также можно применять анализ продуктов деятельности (рисунки, поделки, записи).

Анализ продуктов деятельности – это метод исследования психологических особенностей пациента путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. Патопсихолог изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества пациента и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Тесты относятся к формализованным методам. Отличительной особенностью тестов является наличие нескольких заданий, которые необходимо выполнить пациенту, а также правильный ответ на задание. Как правило, в патопсихологическом исследовании используют индивидуальное тестирование. Оно позволяет наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания оценивать отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние.

Также в патопсихологии применяют:

  • устные (с открытыми и закрытыми вопросами) и письменные тесты;
  • бланковые (задания содержатся на отдельных бланках или в тетрадях);
  • предметные (задания представлены в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур);
  • компьютерные (фиксируют время выполнения заданий, время получения правильного ответа, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое на обдумывание ответа при отказе от решения).

Методы патопсихологического исследования подбираются для каждого пациента с учётом поставленной диагностической задачи. Результаты, полученные с помощью стандартизированных методов, в основном, имеют количественную оценку. Стандартизированные методы чаще всего применяют в условиях дефицита времени, а также при необходимости групповой оценки пациентов. В клинической диагностике тесты всегда должны использоваться в комплексе с другими методами.

Дифференцированное применение стандартизированных тестов и нестандартизированных методов диагностики повышает надежность и валидность полученных при исследовании результатов.

Следует учитывать, что большинство нестандартизированных методов может быть стандартизировано, а большинство субтестов, входящих в стандартизированные методики, можно использовать в нестандартизированном варианте для качественного анализа обнаруживаемых особенностей психики. Результаты патопсихологической диагностики должны быть оформлены в заключение. По мнению С.Я. Рубинштейн, заключение необходимо рассматривать во взаимосвязи с клиническим вопросом, историей болезни больного и задачи исследования.

Для определения диагноза и работы специалистов, введены требования к структуре заключения:

  • паспортная часть (краткие сведения об испытуемом, цель исследования, клинический диагноз (при наличии), краткий анамнез);
  • описательная характеристика выполнения заданий;
  • изложение основных результатов исследования;
  • выводы.

Заключение не имеет стандартной формы, так как в патопсихологической диагностике нет одинаковых исследований с единым набором методов и методики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)