Просвещение и образование как фундамент культуры

Становление системы государственного светского образования

Определяющими факторами культурного развития России в XVIII – XIX вв. как культуры Нового времени были: просвещение, образование, художественная культура (литература, музыка, театра, архитектура, скульптура, живопись), светские формы культурной жизни и т.д. Архитектура и изобразительное искусство России будут подробно рассмотрены в теме “Художественная культура России в Новое время”. Здесь мы остановимся на становлении и развитии образования, литературы, музыки и театра.

Важным направлением и условием реформирования страны было повышение уровня образования населения, в первую очередь, дворянской молодежи. С этой целью началось создание соответствующих социокультурных учреждений – системы светского государственного образования в России. При Петре I образование имело прикладной характер. Главной задачей учебных заведений было подготовить специалистов в различных областях знаний. Впервые образование стало в России государственным делом.

Эта задача решалась двумя путями:

  • отправкой молодых дворян за границу на обучение;
  • созданием системы светского государственного образования в России.

В 1701 г. в Москве была открыта “Школа математических и навигационных наук”, переведенная в Петербург как “Навигационная школа” и преобразованная затем в Морскую академию. Были открыты еще несколько специальных (профессиональных) школ: артиллерийская (1701 г.), инженерная (1712 г.), горные школы, медицинское училище (1707 г.), на базе которых впоследствии образовались высшие учебные заведения.

В более чем сорока провинциальных городах были открыты общеобразовательные “цифирные школы”, скоро переставшие существовать. Для детей духовенства были созданы епархиальные школы, а для солдат – гарнизонные и солдатские. В городах сохранились старые формы обучения (школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных в школы не принимались.

В целом образование при Петре I было подчинено решению практических государственных задач. Оно носило светский характер, было специальным, а не общеобразовательным. В последующий период учебные заведения все более приобретают сословный характер, превращаясь в закрытые учебные заведения для детей дворян (Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1732 г.) и др.).

Образование в России во втор. пол. XVIII в. связано с именем видного общественного деятеля И.И. Бецкого (1704 – 1795 гг.), который, по поручению Екатерины II, стал инициатором создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. Целью Бецкого было формирование “породы людей” полезной государству (новых людей), которые смогут впоследствии распространять принципы нового воспитания из своих семей на все общество. Предлагаемая система образования опиралась на идеи Просвещения, в частности, Ж.-Ж. Руссо, которые были изложены в романе «Эмиль, или о воспитании».

Этой цели должна была служить созданная в 1760- нач. 70-х гг. система закрытых учебных заведений с широкой образовательной программой “развития души и тела”. Система образования, создаваемая Бецким имела явно выраженный сословный характер. Для детей дворян открывались средние учебные заведения – по типу основанного Бецким Смольного института благородных девиц (1764 г.), первого в России учебного заведения для женщин. В 1766 г. был реформирован Сухопутный шляхетский кадетский корпус (основан в 1732 г.), созданы Пажеский корпус и другие кадетские корпуса.

Для детей других сословий (кроме крепостных), так называемого третьего чина, открывались профессиональные училища со средним специальным образовательным курсом. “Благородные” училища для детей дворян создавались на средства государства, “мещанские” училища – на пожертвования граждан. Особая роль отводилась появлявшимся во всех крупных городах Российской империи воспитательным домам для сирот.

Важным фактом в создании общеобразовательной школы стало открытие двух гимназий: при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758). В 1786 г. Сенатом был утвержден “Устав народных училищ”, согласно которому в губернских городах создавались главные училища с четырьмя классами, а в уездных – малые народные училища с двумя классами.

Таким образом, во втор. пол. XVIII в. была предпринята попытка создания государственной системы образования, в которой важную роль играли гуманитарные, общеобразовательные дисциплины. В то же время, образование все более приобретало сословный характер. При повышении уровня образования дворянства, пропаганды ценности просвещенности (правительственные указы, литература (Д.И.Фонвизин «Недоросль»), общий уровень грамотности народа по сравнению с XVII в. снизился.

Образование и наука в XIX вв.

В XIX в. созданию системы народного образования придавали еще большее значение. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Система образования включала в себя средние учебные заведения: одногодичные церковно-приходские школы, двухклассные уездные училища, четырехклассные губернские гимназии, – и высшие. Центральное место в системе образования занимали университеты, которые были в каждом из шести учебных округов. Во всех учебных заведениях соблюдалась преемственность обучения.

В течение столетия система образования неоднократно подвергалась реорганизации в зависимости от задач, которые на нее возлагало государство. На рубеже XIX-XX вв. она включала три ступени: начальную (церковно-приходские и земские школы), среднюю (классические гимназии и училища (реальные, коммерческие) и высшую. По данным переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности по стране составлял 21,1%, высшее и среднее образование имели немногим более 1%.

В 1913 г. грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе восьми лет) составляли в среднем 38 – 39 % . В условиях быстрого экономического и промышленного развития России, этот уровень был явно недостаточен.

С конца XVII в. начало развиваться высшее образование. Первыми в России вузами европейского типа были Академический университет (1725 г.) в Петербурге и Московский университет (1755 г.).

Во второй пол. XVIII в. появились первые отраслевые вузы. Начало высшему техническому образованию положило создание в Петербурге Горного училища (1733 г.). В Петербурге была учреждена Медико-хирургическая академия, Академия художеств (1757 г.). В 1730-х гг. появились закрытые дворянские военные школы. В XVIII в. сложилась сеть духовного образования: духовные семинарии и академии.

После административной и школьной реформы нач. XIX в. шел процесс формирования системы высших учебных заведений, главной задачей которых была подготовка чиновников государственного аппарата. Руководство вузами поручалось Министерству народного просвещения, призванному заботиться о воспитании юношества и о распространении наук. В нач. XIX в. существовало шесть университетов, ряд специальных учебных заведений (Технологический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана в Москве и др.).

Состав учащихся был преимущественно разночинным. Для детей старинных дворянских родов предназначались закрытые привилегированные, имевшие статус высших, учебные заведения – Царскосельский (1811 г., с 1844 г. – Александровский) лицей, Училище правоведения (1835 г., Петербург) и др.

В 60-70-е гг. XIX в. началось формирование неправительственного сектора высшей школы. Входившие в него вузы возникали по инициативе интеллигенции и финансовой помощи буржуазии. Их выпускники не получали права на чин и сословные привилегии. По инициативе интеллигенции и различных обществ были открыты консерватории в Петербурге и Москве; Московское училище живописи, ваяния и зодчества; Археологический институт. Получило развитие женское образование (Высшие женские курсы, Женский медицинский институт). В России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось 30000 студентов.

Наука в России

Создание в России системы образования и просвещения способствовало развитию науки в разных областях знания. Так, уже в XVIII в. географические экспедиции, открытия в области ботаники, зоологии, поиски полезных ископаемых, благородных металлов, топлива способствовали развитию промышленности, расширению познаний о богатствах России. Были выработаны основы общенационального литературного языка. Обширна и многопланова научная деятельность М.В. Ломоносова (1711-65 гг.) – первого русского профессора, члена Академии наук.

Особенно велики достижения русских ученых в XIX в. Благодаря их заслугам русская наука вышла на уровень мирового признания. Отечественные ученые внесли свой вклад во все отрасли знаний, активно влияли на технический прогресс, развитие системы здравоохранения, решение социально-экономических и гуманитарных задач. Среди них наиболее известны: в области физики и химии – Н.Н. Зинин (1812–80 гг.), В.В. Петров (1761–1834 гг.), Б.С. Якоби (1801-74 гг.),

А.Г. Столетов (1839–96 гг.), А.М. Бутлеров (1828–86 гг.), Д.И. Менделеев (1834 – 1907 гг.); изобретатель радио А.С. Попов (1859 – 1905/6 гг.); в области математики – Н. И. Лобачевский (1792 – 1856 гг.), С. В. Ковалевская (1850–91 гг.), П.Л. Чебышев (1821–1994 гг.); физиологии и медицины – И. М. Сеченов (1829–1905 гг.), И.П.Павлов (1849 – 1936); самолетостроения – А.Ф. Можайский (1825-90 гг.); географии и этнологии – Н.М. Пржевальский (1839–88 гг.), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–88 гг.); астрономии – В.Я. Струве (1793–1864 гг.).

Достижения отечественной исторической науки связаны с именами Н.М. Карамзина (1766–1826), С. М. Соловьева (1820-1879), Т.Н. Грановского (1813-1855), В. О. Ключевского (1841-1911); философии – В.С. Соловьева (1853 – 1900) и целой плеяды философов рубежа XIX – XX вв., вошедших в историю как «русский религиозный ренессанс».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)