Просвещение, образование, искусство в IX-XVI вв

Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси

Распространение письменности на Руси связывают с принятием христианства. Заслуга создания славянской азбуки принадлежит просветителям славянских народов, Кириллу и Мефодию. Вначале создается глаголица, затем – кириллица, получившая свое название по имени одного из братьев.

Славянские языки в X в. были достаточно близки между собой и поэтому язык болгарских книг (старославянский или староболгарский), давший начало различным вариантам (“изводам”) церковнославянского языка оказался вполне понятен древним русичам. После принятия христианства на Руси стала складываться так называемая письменная, “книжная культура”.

Постепенно сформировался древнерусский язык. Считается, что он был представлен в двух вариантах: старославянский, на котором были написаны все книги, связанные с христианской тематикой, и древнерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и деловой жизни. Это язык “Русской Правды”, “Слова о полку Игореве”, летописей и т.д.

Появление письменности создало предпосылки для развития образования на Руси. Начало школьному образованию на Руси положил князь Владимир. Сразу же после введения христианства он приказал отдавать “на книжное учение” детей “лучших людей”, т.е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и высшего типа. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. “Книжными мужами” (так летопись называет широко образованных и начитанных людей) были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. В княжеских семьях встречались и образованные женщины. Культурные потребности страны требовали значительного количества грамотных людей для переписки книг, так называемых “книжных списателей”.

Появляются библиотеки. Первая известная библиотека Древней Руси основана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве.

Распространение литературы на Руси связано с развитием книжного дела. До XV в. книги были рукописными. Материалом для их написания служил пергамен (пергамент) из кожи телят или ягнят. Для деловой, хозяйственной или бытовой переписки использовали бересту – кору березы (т.н. берестяные грамоты).

Наиболее древними из сохранившихся на Руси книг являются “Остромирово Евангелие” (1057 г.), написанное для посадника Остромира, и два “Изборника”. Один из них (1073 г.) был переписан с болгарского оригинала по заказу князя Святослава и включал более 380 статей (выписки из библейских книг, сочинений византийских богословов и проповедников и т.п.), принадлежавшие двадцати авторам; в основу другого (1076 г.) был положен аналогичный принцип.

Просвещение и грамотность в Московской Руси

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне.

В бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии, обрядов и т.п. Просвещение в городах основывалось на книгах и, следовательно, грамотности населения.

Культурные потребности страны требовали все большего количества грамотных людей, в том числе, “книжных списателей”. Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях – “книжниках” – содержатся в житиях русских святых XIV – XV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквах и монастырях и учителями в них были представители низшего духовенства. Получают дальнейшее развитие библиотеки.

Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других стран. Изменилась графика письма: от уставного письма перешли к полууставу, а с XV в. и к “скорописи”. В решении Стоглавого собора (1551 г.) была высказана рекомендация – отдавать детей на учение грамоте. Однако школ еще не хватало, и общий уровень грамотности оставался низким.

Появление книгопечатания в России ускорило этот процесс. Первыми, точно датированными печатными книгами были: “Апостол” (1564 г.) и “Часовник» (1565 г.). Возглавили первую типографию Иван Федоров и Петр Мстиславец.

О распространение письменности на Руси говорят тексты так называемых “берестяных грамот”, которые продолжали оставаться достаточно распространенным материалом для письма.

Древнерусская литература

После принятия христианства на Русь большим потоком потекла литература, переведенная с греческого или на болгарском языке, т.е. на церковнославянском. В первую очередь, ее представляли богослужебные книги: переводы многих Библейских текстов, Евангелия, Служебные Минеи, “Триодь Цветная” и “Триодь Постная”. Получила распространение патристика – тексты канонических сочинений “отцов церкви”. Популярны были: нравоучительные сочинения – “Лествица” Иоанна Лествичника, “Ответы” Афанасия Синаита, “Шестоднев” Иоанна экзарха Болгарского (библейская легенда о сотворении мира в шесть дней).

Кроме названных, переводная литература на Руси была представлена следующими жанрами: палеи, агиография – жития святых; хроники – исторические сочинения, знакомившие читателя с всемирной историей в ее средневековом понимании от сотворения мира до правления византийских императоров и современных им событий славянской и русской истории. Наиболее известными были хроники Григория Амартола (IX-X вв.) и Иоанна Малалы (VI в.), на основе которых стали создавать в середине XI в. собственные хронографы. Получили распространение космографии и физиологии (переводные сборники о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев).

В Киеве в XI в. переводятся такие повести, как “Александрия”, “Девгениево деяние”, “История Иудейской войны” Иосифа Флавия, “Повесть об Акире Премудром”, “Повесть о Варлааме и Иоасафе” и т.п. Со втор. пол. XVI в. на Руси переводческая деятельность активизируется. Популярны болгарские и сербские жития, сборники Пролог, Четьи – Минеи, “Измарагд”, переводы греческих хроник.

Начиная с XI в. на Руси начинает складываться собственная литература, основанная на богатых национальных традициях устного народного творчества. Книги создавались и переписывались в основном монахами в монастырях. Из известных имен создателей литературных трудов можно назвать Нестора-летописца, Кирилла Туровского (ум. до 1182 г.), Климента Смолятича (ум. после 1164). Cреди ранних литературных произведений наиболее значительным является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

Древнерусская литература сразу же стала складываться как многожанровая. Среди наиболее распространенных жанров можно назвать: летопись, жития (агиографию), повесть, сказания, слово. Наиболее известные сочинения XI-XIII вв.: “Повесть временных лет”, “Киево-Печерский патерик”, «Сказание о Борисе и Глебе» “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие и хождение Даниила, русской земли игумена”, “Моление Даниила Заточника”, “Слово о полку Игореве”, “Слово о погибели земли русской”, “Повесть о разорении Рязани Батыем”.

Литература органично восприняла мифопоэтические традиции устного народного творчества. Приведем небольшой отрывок из «Слова о погибели земли русской»: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!”

Эти строки, проникнуты глубокой любовью к своей земле. Они составляют начало древнего литературного памятника «Слово о погибели Русской земли”. К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения – «Повести о житии Александра Невского». Время написания «Слова» – 1237– нач. 1246 г.

В XIV-XVI вв. русская литературная традиция получила дальнейшее развитие. Наиболее ярким откликом на Куликовскую битву (1380 г.) были “Сказание о Мамаевом побоище” и “Задонщина” Сафония Рязанского. В начале XV в. возродилась традиция общерусского летописания, отражающая не только местные, но и общенациональные идеи единства Руси. Продолжали создаваться жития святых, получили распространение хождения, бытовая повесть и другие жанры.

Среди наиболее известных произведений «Сказание о князьях владимирских”, в котором обосновывается происхождение власти московских государей от римского императора Августа и византийского Константина; переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; “Великие четьи-минеи” (Великие Месячные Чтения), “Повесть о Петре и тФевронии Муромских” Ермолая Еразма, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина, “Домострой” Сильвестра. Важную роль в создании “Великих Четьи – Миней”, Лицевого летописного свода, “Степенной книги” во второй пол. XVI в. сыграл митрополит Макарий.

Древнерусской литературе был свойствен монументальный историзм: в центре произведения были, как правило, важные политические, общественные или духовные проблемы, героями – исторические личности, обладавшие типическими чертами; авторами поднимались важные общественно-политические и нравственные вопросы, произведения были проникнуты патриотическим пафосом.

Как и западноевропейской, древнерусской средневековой литературе был свойственен дидактизм и морализаторство. Авторство, как правило, было анонимно, авторами чаще всего были представители духовенства, сочинения писались в монастырях.

Устное народное творчество

Развитие литературы на Руси опиралось на богатые традиции устного народного творчества. Они складывались веками и отражали различные периоды жизни народа. В них выражались представления о жизни, добре и зле, героическая история страны, бытовые сюжеты. Русская речь была насыщена яркими, образными выражениями, по каждому поводу народная мудрость предлагала суждение, пример или повествование, передающее исторический опыт, этническую память и систему ценностей народа. Фольклор был представлен различными жанрами и видами.

Обрядовый фольклор уходил своими корнями в древность, языческие мифы, был связан с народным аграрным календарем и ритуалами жизненного цикла: сменой времен года, свадьбой, рождением детей, похоронами и т.д.

Огромный пласт народного творчества составлял необрядовый фольклор. Он включал в себя:

  • загадки,
  • пословицы, поговорки, присловья, приметы;
  • заговоры,
  • песни, (особенно исторические песни);
  • эпические, героические сказания (былины или старины);
  • сказки;
  • былички и т.д.

Былины – чрезвычайно важный жанр народного творчества. Наиболее известны былины киевского и новгородского циклов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красное Солнышко, богатырями, начали складываться в X – XI вв. Героический эпос как бы заменяет собой мифический. В былинах отразились нравственные идеалы народа. Основные герои былин – богатыри, защитники земли Русской, защитники народа (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.). В былинах особым уважением пользуется земледелец и его труд (Микула Селянинович, Илья Муромец – крестьянский сын). Особый пласт представляют былины Новгородского цикла (“Садко”, “Василий Буслаев”) – XIV-XV вв.

Ранние записи былин относятся к XVII – XVIII вв. В XVIII в. на Урале по приказу Демидовых Киршей Даниловым были записаны 28 былин, которые вошли в сборник, выпущенный в 1804 г. В середине XIX в. былины систематически начали записывать исследователи П.Н. Рыбников (1831 – 1885 гг.), А.Ф. Гильфердинг (1831 – 1872 гг.) и другие ученые, благодаря которым сохранились многие образцы мифопоэтического творчества наших предков.

Сюжеты былин и сказок очень ярко представлены в творчестве русских художников. Особый интерес к созданию иллюстраций к произведениям устного народного творчества проявился в конце XIX– нач. XX вв. (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель и др.)

Устное народное творчество тесно связано с праздничной, смеховой культурой, которая проявилась в гуляньях, забавах, играх, хороводах и в таком явлении народной культуры как скоморохи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Скоморохи были известны с XI в., но особую популярность получили в XV–XVII вв. Они подвергались гонениям со стороны православной церкви.

Архитектура

Градостроительство и зодчество на Руси имеет длительную историю. Истоки строительной деятельности восточных славян прослеживаются примерно с V-VI вв. Найденные поселения этого периода были неукрепленными. Начиная, по-видимому, с VII-VIII вв. стали строить и укрепленные поселения.

По древнерусской традиции всякие укрепленные поселения назывались городами (от слав. “огорожа”, “город”, “огород” – ограждение, укрепление), а их остатки, т.е. места, где прежде располагались такие поселения, получили название городищ.

Славянские города, как и поселения древних германцев, представляли собой большие огороженные села-крепости, имевшие скорее военное значение, чем промышленное или торговое. Они имели круговую, центрическую планировку, носившую не только функциональную (защищенность), но и символическую значимость, связанную с верованиями славян.

На основании археологических раскопок можно судить о типе жилищ у восточных славян. Выделяются два типа построек. В южной части все жилища строили из дерева (столбовой или срубной конструкции). Стены их снаружи были присыпаны землей, пол углублен ниже поверхности земли, отчего их называют полуземлянками, хотя стены практически целиком возвышаются над землей. В северной части все жилища были наземными. Стены их были рубленными, двухскатная кровля, деревянный пол. Печи складывали из камней.

В течение VIII-XII вв. шел процесс эволюции восточнославянских жилищ. Наземные жилища широко распространились к югу, постепенно вытесняя и заменяя собой полуземлянки. Печь стали ставить в правом переднем от входа углу. Жилища знати и богатых людей (хоромы, терема) строились в два этажа, украшались башенками, галереями, резными украшениями.

Со временем, для обозначения традиционного крестьянского жилища утвердилось слово «изба». Сложился целый комплекс сакральных и хозяйственных требований, которые предъявлялись к строительству, внутреннему убранству, распределению жилых зон в избе, утвари и т.д. Многие традиционные устои деревенской жизни сохранили свое значение до конца XIX в. По ним можно представить себе как обустраивали свою жизнь наши предки.

Оборонительные сооружения восточных славян представляли собой деревянные стены, стоящие на земляных валах, перед которыми были выкопаны рвы. При сооружении оборонительных систем широко использовались естественные защитные рубежи – склоны, овраги, берега рек и т.п. Начиная с X в. появляются укрепления, площадка которых была окружена по всему периметру земляным валом со срубными стенами. Единичными примерами возведения оборонительных стен из камня были Ладога и Изборск (IX-X вв.)

Восточные славяне были хорошими плотниками и возводили свои постройки из дерева. Каменное строительство началось в конце X в. и было связано с принятием Русью христианства и началом храмового строительства.

Храм был в средние века одним из ведущих видов искусства, объединяющим и синтезирующим все стороны церковной жизни: живое учительское слово пастыря, монументальную и станковую живопись (мозаику-фреску и икону), прикладное искусство, музыку – церковное пение, искусство создания, оформления и хранения книги. Храм являлся в средневековом городе или селе средоточием общественной, политической, культурной и духовной жизни. Поэтому при рассмотрении вопросов архитектуры храму отводится ведущее место. Сооружение каменных церквей – монументальных архитектурных сооружений – было связано со знаменательными историческими событиями в жизни государства, народа. Вот почему храмы являются настоящей каменной летописью истории нашей страны, народа.

Древнерусская архитектура IX – XIII вв.

Первая каменная церковь, посвященная Богородице, была построена в Киеве в 990-996 гг. константинопольскими мастерами и называлась Десятинной. По преданию, она имела двадцать пять глав, была украшена фресками, мозаикой, мрамором. Стены были сложены из плоского византийского кирпича “плинфы”, который скреплялся цемянкой – известковым раствором розового цвета (благодаря добавлению в него толченой керамики), что, в сочетании с красным кирпичом, придавало храмам особую красоту. Подобная техника получила широкое распространение. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева войсками Батыя в 1240 г.

Русское храмовое каменное зодчество было заимствовано из Византии. За образец был взят крестово-купольный тип храма (строительный канон и символика). Однако архитектурные памятники Киевской Руси существенно отличаются от византийских.

Древнерусское каменное зодчество уже со второй пол. XI в. начало вырабатывать собственные традиции, получило свой путь развития. В качестве отличительных особенностей можно отметить: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие и общую пирамидальную композицию. Наряду с каменными, широкое распространение получили и деревянные храмы.

Храмовое строительство является важным ориентиром в развитии и совершенствовании отечественной архитектуры. До XII в. в ней господствовал стиль, названный Д.С. Лихачевым монументальным историзмом. В период феодальной раздробленности получает распространение так называемый придворно-княжеский жанр (стиль), представленный более камерными храмами, увенчанными одной главой.

Храмовое строительство становится предметом соревнования различных княжеств, одним из проявления их могущества. Постепенно сложились самостоятельные архитектурные школы: новгородская, владимиро-суздальская, черниговская и т.д.

Наиболее значительная постройка раннего средневековья – Софийский собор в Киеве, заложенный в 1037 г. Ярославом Мудрым.

Особенностями новгородской архитектурной школы являются более строгий и суровый облик храмов и широкое применение местной известняковой плиты в сочетании с плинфой. В Новгороде также возводят Софийский собор (1045-50 гг). Строительная артель состояла из константинопольских мастеров и местных зодчих. Были построены Николо-Дворищенский собор (1113 г.) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.), видимые с любой точки города, благодаря громадным размерам.

Постепенно на смену торжественному, монументальному стилю архитектуры в XI – нач. XII вв. приходит камерный, приближенный к повседневной жизни, т.к. заказчиками храмов часто выступают уже не князья, а бояре, торговые и посадские люди. Храмы становятся более компактными (как правило, одноглавые), не теряя при этом монументальности и величественности. В последние тридцать лет XII вв. в Новгороде было построено не менее 17 каменных храмов (церкови Рождества на Перыни (Перынская), которая была построена на месте древнего святилища бога Перуна (перв. пол. XIII в.), Спаса Преображенья на Нередице (Спаса-Нередицы), 1198 и др.). Почти все новгородские храмы расписывались фресками.

Во второй пол. XII – нач. XIII в. происходит расцвет зодчества владимиро-суздальской земли. При Андрее Боголюбском создаются – центральный собор Владимира – Успенский (1158-60 гг.), княжеская резиденция в Боголюбово, Золотые ворота во Владимире и церковь Покрова на реке Нерль (1166 г.) – шедевр русской и мировой архитектуры. Затем Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.), богато украшенный декоративными деталями и белокаменной резьбой, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234 г.), покрытый сплошным ковром рельефов, в сюжетах которых сочетаются христианская символика и сказочное узорочье фольклорных мотивов.

Архитектура Руси XIV – XVI вв.

Монгольское вторжение надолго приостановило каменное строительство на Руси. С конца XIII в. оно сосредотачивается в двух основных районах: на Северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь), затем распространяется и на другие города.

Первая каменная церковь на Руси после монгольского вторжения была построена в Новгороде в кон. XIII в. (Николы на Липне, 1292). Она стала толчком для развития нового стиля в зодчестве Новгорода, основанного на местных традициях и вкусах. Вместо плинфы стали применять местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом придавал своеобразие новгородским постройкам.

Уже в сер. XIV в. это привело к созданию храмов, отмеченных зрелостью форм, классической ясностью своих пропорций. Среди сохранившихся храмов: церкви Федора Стратилата на Ручью (1361 г.), Спаса-Преображенья на Ильине улице (1374 Г.), Петра и Павла в Кожевниках (1406). Сложившийся тип новгородского храма применялся в течение столетия, вплоть до 1478 г., когда Новгородская республика была подчинена Москве, утратив и своеобразие архитектурной школы. В XIV в. самостоятельной ветвью новгородской архитектуры стало псковское зодчество.

По мере возвышения Москвы и складывания единого государства возрастает значение московской архитектурной школы, традиции которой получают широкое распространение. Складывается общенациональный стиль. Каменное гражданское и храмовое строительство ведется, начиная с конца XV в. повсеместно.

Важным этапом развития московской архитектуры стало правление Ивана III. При нем перестраивается и окончательно формируется ансамбль Московского Кремля. Его создание – плод совместной деятельности русских и итальянских мастеров. Архитектор Аристотель Фиорованти заново строит Успенский собор (1475-79 гг.) – центральный храм метрополии, куда была перенесена из Владимира главная святыня Руси – икона Владимирской Богоматери.

Псковские мастера возводят церковь Ризположения (1484-86 гг.) и Благовещенский собор (1484-89 гг.) – домовую церковь великокняжеского двора, который был расписан фресками бригадой мастеров под руководством Феофана Грека. Псковские зодчие строят в Троице-Сергиевом монастыре Духовскую церковь (1476-78 гг.).

Третий собор в ансамбле Кремля – Архангельский (усыпальница московских великих князей), построен Алевизом Новым (1505-08 гг.).

Поэт Осип Мандельштам писал об этих прекрасных сооружениях:

И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою душой

Напоминают мне – явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.

Обновляются стены и башни Кремля (1485-1516 гг.), руководители работ – мастера итальянцы Антонио Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. Самой высокой точкой Кремля стала церковь-колокольня Иоанна Лествичника (Ивана Великого), (арх. Бон Фрязин, 1508 г.), около которой в 1532-43 гг. была выстроена звонница.

Одновременно в Кремле ведется гражданское строительство. Деревянные здания заменяют каменными. Создаются Казенный двор (арх. Марко Руффо (Фрязин), 1485 г.), Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1491 г.). Традиции московского каменного строительства легли в основу формирования общенационального архитектурного стиля.

Начавшийся расцвет монументального зодчества в Московском государстве получил блистательное развитие в XVI в. Каменно-кирпичные сооружения возводят теперь не только в Москве, крупных и мелких городах страны, но и в монастырях, княжеских и боярских вотчинах. За столетие было построено больше, чем за все предшествующие века русской истории. Многообразие технических приемов, варианты конструктивных решений и применяемого материала говорят о наличии большого количества опытных и совершенно различных по манере мастеров.

Архитектура XVI в. отличается большим разнообразием. Возводят несколько типов храмовых сооружений.

Получили распространение большие пятиглавые соборы, повторяющие общую схему Успенского в Москве (Софийский собор в Вологде, 1568-70). Начинается строительство шатровых храмов, воплотивших в себе идею храма-монумента – церкви Вознесенья в селе Коломенском (1553-54), Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1553-54).

В поиске новых художественных образов в архитектуре были предприняты попытки перенесения форм народного деревянного зодчества в монументальное строительство и желание воплотить в камне идеи московской государственности. Наиболее убедительно это проявилось в созданном зодчими Бармой и Постником в 1554-60 гг. на Красной площади в Москве собора Покрова на Рву в честь взятия Казани – Покровского собора (получившего в народе название храма Василия Блаженного, по имени юродивого, которому был посвящен один из приделов собора). На одном основании (подклете) вокруг центрального Покровского придела, архитекторы возводят восемь равновеликих церквей-башен, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием декора.

В нач. 80-х гг. XVI в. создается “Приказ каменных дел”, взявший на себя руководство государственными строительными работами.

Изобразительное искусство

Живописное искусство получило распространение на Руси с принятием христианства. Сюжеты живописных произведений были связаны с религиозной тематикой, и как в любом средневековом искусстве, форма и содержание произведений строго следовали канону. Основными видами живописных произведений были: мозаика, фреска, иконопись, миниатюра. Широко использовалась для украшения храмов монументальная живопись – мозаика и фреска. Древнерусская иконопись завоевала мировое признание. Первые иконы на Руси создавались греческими мастерами и писались в соответствии с византийским каноном. Однако в XI в. с греками уже работали местные мастера, рождались иконописные русские школы: новгородская, псковская, владимиро-суздальская, тверская, московская и т.д. Своеобразие русских икон проявилось в несколько иной трактовке образов, понимании цвета, отражении реальных исторических событий, создании пантеона русских национальных святых.

Среди многочисленных русских икон особый интерес представляет иконография Христа и Богоматери, святителя Николая, Святого Георгия, Святого Дмитрия Солунского, Святых Бориса и Глеба, житийные иконы.

Из ранних произведений иконописного искусства можно отметить: мозаику в Святой Софии Киевской (Богоматерь Оранта «Нерушимая стена»); икону XII в. “Богоматерь Владимирская”, по преданию написанную с натуры евангелистом Лукой и из Византии попавшую в Киев, затем во Владимир и в Москву; “Богоматерь Великая Панагия (“Панагия” по-гречески – “Всесвятая”) – (Ярославская Оранта), XII в.; “Богоматерь Знамение”, Новгород, XII в.; “Святой Георгий” из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, изображение Архангела Гавриила – “Ангел Златые Власы”, “Устюжское Благовещение” – XII в.

Живопись XIV-XVI вв.

В XIV-XVI вв. окончательно формируется русский национальный стиль в изобразительном искусстве, сложились иконописные школы, среди которых можно выделить новгородскую и московскую иконописные школы.

Новгородские живописцы достигли большого совершенства и художественной выразительности. Ряд икон сохранилось до наших дней. Это: «Николай Чудотворец» («Никола Липный») написанный в 1294 г. мастером Алексеем Петровым (первое произведение русской станковой живописи, имеющее подпись художника) для церкви Николы на Липне; «Битва суздальцев с новгородцами» (втор. пол.XV в.), “Святой Георгий” (конец XV в.) и другие.

Наивысший расцвет изобразительного искусства XIV-XV вв. наиболее ярко проявился в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Феофан Грек (30-е гг. XIV – после 1405 г.) – приехал из Византии на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал фресками церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде Великом, его влияние сказывается на работах других новгородских мастеров. В нач. XV в. под его руководством проходили основные художественные работы в Москве: росписи церкви Успенья Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверная работа Феофана Грека – ряд икон деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (“Спас”, “Богоматерь”, “Иоанн Предтеча”, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел).

Андрей Рублев (ок. 1360 г.- ок.1430 г.). Достоверных сведений о его жизни и творчестве немного. Сохранились его фрески в Успенском соборе Владимира (Страшный суд), несколько икон так называемого “Звенигородского чина” (“Архангел Михаил”, воплощающий идеальную красоту юности, “Апостол Павел”, образ высокой духовной силы и “Спас”, который не мстит и не карает, он скорбен и светел; именно таким был близок русским людям человеческий образ Христа-учителя).

Самое совершенное произведение Рублева – икона “Троица”, происходящая из Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать, как писал Андрей Рублев.

Дионисий (30 гг. XV в. – ок. 1508 г.) – мастер рублевского направления. До нас дошли его фресковые росписи в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502 г.) и ряд икон.

Постепенно в искусстве развиваются тематическое разнообразие, интерес к сюжетам мировой и русской истории. Появляется потребность в отражении средствами искусства официальных политических идей (икона “Церковь – воинствующая” – XVI вв., правильное название которой «Благословенно воинство царя небесного», посвященная победе Ивана Грозного над Казанью и триумфу Москвы). Историзм проявляется в росписях Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-52 гг.), в Лицевом летописном своде, насчитывающем 16 тыс. миниатюр, впортретных фигурах русских князей в Золотой и Грановитой палатах.

Русская средневековая культура в XV-XVI вв. достигла своего расцвета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)