Функции и причинные факторы тревожности в поведении, деятельности и личностном развитии человека

Полная характеристика любого психического явления требует анализа его функционального аспекта. В научной психологической литературе существует ряд предположений относительного того, каково действительное назначение тревожности. Можно выделить два направления, по которым тревожность осуществляет свое воздействие на человека: участие в формировании личностных образований и регуляция поведения.

Тревожность играет важную роль в развитии личности. Так, С.О. Кьеркегор считал тревогу основным фактором, определяющим становление человеческой индивидуальности. Р.Л. Аткинсон показал, что тревожность способствует выработке нетипичного, «защитного уровня притязаний либо очень высокого, либо очень низкого.

Много исследований посвящено проблемам соотношения тревожности и самооценки, самосознания, локуса контроля, мотивации, целеполагания А.В. Захарова, Л.А. Жукова, И.В. Юнгман. Что касается регулирующей функции тревожности, то надо отметить, что она не имеет однозначной интерпретации в психологической литературе.

Так, чаще всего подчеркивается мотивационная функция тревоги. В работах представителей теории научения тревожность приравнивается к влечению, и поэтому она приобретает вид побудительного фона любой деятельности. Чем выше тревога, тем лучше и сильнее реакция человека.

Дж. Тейлор установила, что высокий уровень тревожности, выступающий в виде повышенного напряжения, стимулирует актуализацию правильных реакций. Другие авторы К. Спенс, наоборот, считают, что тревога способствует решению простых заданий, а при решении сложных возникает состояние напряженности, которое актуализирует две реакции: правильную и неправильную, в связи с чем количество ошибок у высокотревожных детей растет. Следовательно, тревога ухудшает решение сложных задач.

Теория тестовой тревожности объясняет тревогу как фактор, вызывающий постороннюю по отношению к основной деятельности активность, отвлекающую внимание на мысли о собственной некомпетентности и тем самым ухудшающую эффективность деятельности. В ряде других работ намечен более специфичный подход к мотивационному аспекту тревоги как фактору, мобилизующем человека на устранение нежелательных раздражителей. Так, Ганис описывал основную «деятельность» тревожности как ступень в эффективной борьбе с опасностью.

М. Арнолд считает тревогу приготовлением к действию. Н. Имедадзе указывает на то, что тревожность является эмоциональным аспектом установки, направленной на высвобождение от предвосхищаемой угрозы. Ч.Д. Спилбергер полагает, что тревога побуждает индивида искать способы поведения, облегчающие переживание стресса благодаря привлечению защитных механизмов.

Правомерность понимания функции тревожности как средства борьбы с опасностью вытекает из данных ряда исследований. Например, работа Г. Беама демонстрирует улучшение усвоения сигнала опасности в стрессовых условиях наряду с ухудшением продуктивности основной деятельности.

Опираясь на психологические и физиологический исследования, Ф.П. Ведяев, Т.Н. Воробьева утверждают, что тревожность обеспечивает возможность предварительной настройки всех функций организма. Влияет на предполагаемые трудности в условиях надвигающейся опасности и поэтому является полезным и неизбежным результатом развития человека.

Следовательно, тревожность побуждает человека избегать те ситуации, которые ее порождают. Но подобная функция «самоликвидации» не является исчерпывающейся. Существуют, например, наблюдения, что некоторые люди намеренно нагнетают и стимулируют у себя проявления тревожности.

Интересно
Неприятные переживания, сомнения в себе, неадекватное занижение самооценки, мрачные предчувствия, готовят их к неблагоприятному исходу, в результате чего смягчается действие стрессового фактора, либо по контрасту невысокий результат действия приобретает парадоксальную положительную эмоциональную окраску, т.е. «тревога облегчает переживание стрессовых нагрузок» Ч.Д. Спилбергер.

В.С. Мерлин полагал, что тревожность как свойство темперамента способна определять лишь динамику деятельности, ее количественные показатели. Кроме мотивационной функции, тревожность часто выполняет информирующую роль, т.е. выступает в качестве сигнала о возможном благополучии либо неблагополучии.

Тревога в значительной мере выполняет функцию следообразования, закрепляя в опыте человека те воздействия, ответные действия, которые ее актуализировали. Подход к тревожности как к эмоциональному процессу позволяет конкретизировать регулирующую функцию тревоги и выделить ее специфические особенности на каждом этапе этого процесса. Информационная функция тревожности реализуется на начальных этапах ее развития.

В случае открытого протекания этого этапа собственно ситуативная тревожность информирует человека о возможном неблагополучии, несоответствии сил субъекта целям поведения, что становится возможным при накопленном опыте, благодаря функции следообразования.

Далее состояние тревоги готовит индивида к возможному неблагоприятному исходу, а вместе с реализацией мотивирующей функции, побуждающей к формированию определенных способов поведения, понижает или устраняет угрозу. Таким образом, основная функция тревожности заключается в организации форм поведения, облегчающих переживание стрессовых нагрузок для индивида.

Поскольку в общем процессе проявляется и личностная и ситуативная тревожность, постольку данная регулирующая функция является для них общей с той разницей, что для ситуативной тревожности она выступает в данной конкретной ситуации, а для личностной тревожности – вырабатывает тактику и стратегию личности в целом.

Функционально тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности. Тревожная личность проявляет разнообразные типы «защитного» поведения для выхода или избегания нежелательной ситуации, включая «агрессию».

При анализе факторов, детерминирующих возникновение тревожности, Я. Рейковский выделяет две группы: безусловные (непосредственные) и обусловленные (опосредованные).

В качестве непосредственных факторов, актуализирующих тревогу, выступают процессы, протекающие в организме человека. Так, изменения в сердечно-сосудистой системе, гиперфункция щитовидной железы часто ведут к сильной беспричинной приступообразной тревоге. По мнению Я. Рейковского, тревожность возникает при существовании взаимоисключающих мотивов, например, мотива достижения и мотива избегания неудач.

Такого рада акцент на внутренней детерминации весьма условлен, так как внутриличностные конфликты всегда происходят в целостной системе межличностных отношений. Влияние социального окружения на формировании тревожности исключительно велико.

Так, В.Н. Мясищев отмечал, что противоречие или несоответствие между возможностями, средствами личности и требованиями социальной действительности является основой неврозов. Как известно, тревожность является важным проявлением невротического состояния.

Форму личностной тревожности, которая сформировалась на базе внутренних конфликтов, условно называют внутренней. Внешний и внутренний виды тревожности взаимосвязаны. Например, личностная тревожность формируется при неадекватном соотношении уровня притязаний и самооценки по А.Н. Бороздиной, В.Л. Залученовой.

При этом актуализация тревоги ведет к повышению ситуативной тревожности в значимых ситуациях, что отражается на личностных структурах. Таким образом, развитие тревожности представляет собой замкнутый процесс, который может начинаться либо с ситуативной тревожности, либо с особенностей в личностных структурах и который способен затрагивать все уровни системы личности.

Мощным толчком для развития тревожности может служить внутриличностный конфликт. Д. Мак Клелланд полагал, что типичная причина тревоги – конфликт, связанный с неправильным представлением о собственной личности.

Интересно
К. Мэй показал, что тревожность возникает в ситуации угрозы фундаментальным основам, через которые личность себя реализует. К. Роджерс отмечает, что источником тревоги является разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным», создающим неадекватную заниженную самооценку и ощущение дезинтеграции.

Р.Л. Аткинсон показал, что тревожность способствует выработке нетипичного, защитного уровня притязаний – либо очень высокого, либо очень низкого. Подводя итоги сказанному выше, отметим указания авторов на связь тревожности с такими интегративными личностными образованиями, как самооценка, самосознание, уровень притязаний, локус контроля, мотивация, целеполагание.

Многие авторы рассматривают в этом отношении тревожность наряду с этими сложными личностными особенностями, не задумываясь над тем, что она сама может являться интегрентом этих образований. Такие широкие по спектру воздействия функции тревожности как мотивационная, информационная, организованная, оценочная и ряд других, также свидетельствуют о сложности структуры и содержания ее психорегулирующего механизма, интегрировании его из многих свойств, сторон, сфер личности.

По-видимому, малопродуктивно рассматривать тревожность, как отельное личностное свойство, сводить ее роль к узкому функционированию. При исследовании тревожности важно учитывать ее сложную биосоциальную детерминацию, связь с генетически обусловленными задатками психики и социальными факторами деятельности и общения. Для коррекционной работы существенны психологические литературные данные о внутренних конфликтах, присущих тревожной личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)