Профессиональный поступок

Целостность деятельности человека проявляется не просто в достижении цели или решении задачи, а прежде всего в поступке, реализующем его исходные жизненные смыслы (Г. С. Батищев). Именно поэтому некоторые исследователи считают поступок исходным пунктом инвариантной структуры деятельности.

Поступок рассматривается в праксеологическом контексте как важный компонент профессионального поведения. Он соединяет в себе осмыслениеситуации, принятиерешения исобственно действия. Педагогический поступок несет в себе педагогический потенциал, т. е. способен преобразовать человека.

В то же время далеко не каждый поступок педагога обязательно оказывается педагогичным. Так, нельзя причислить к рангу профессиональных поступков оскорбление учащегося или коллеги, злоупотребление доверием подростка и разглашение полученной в доверительной беседе информации, безропотное следование конъюнктурным образовательным веяниям, в непродуктивности которых вы уверены, и т.д.

Чтобы поступок состоялся, педагогу необходимо:

  • осознать специфику и природу модели своего профессиональ- ного поведения;
  • осознать систему требований к поведению, заданных ему извне;
  • осознать наличие и содержание противоречия между принятой им моделью поведения в профессии и предъявляемой системой требований;
  • соотнести обнаруженные противоречии с системой своих ценностных ориентации;
  • выработать программу поведения по разрешению, преодолению и смягчению этих противоречий;
  • совершить волевое усилие и предпринять необходимые действия по реализации принятого решения;
  • принять на себя ответственность за совершенные действия.

Поскольку профессиональный поступок имеет ценностные основания, он становится намеренной или вынужденной демонстрацией своей профессиональной (личностной) позиции ученикам и коллегам. В данном случае внутренняя и внешняя активность проявляется в тех формах, к которым педагог оказывается готов. Именно потому в поступке обнаруживается масштаб его личности и ее потенциал влияния на окружающих людей и ситуацию.

Некоторые поступки педагогов носят ритуальный характер, т. е. являются ответом на социальные ожидания. К поступкам подобного рода можно отнести яркие программные выступления на педагогических советах, участие в творческих и трудовых акциях вместе с детьми, публичное выражение несогласия с мнением начальства и др.

Тот или иной поступок может быть вызван спонтанной реакцией на нештатные педагогические ситуации. Множество описаний таких поступков мы найдем в работах любого известного педагога. Поступок может остаться сугубо личным делом человека. Например, такое педагогическое явление, как «поступок по секрету», описанный А.С.Макаренко.

Но есть движения педагогической души, о которых память сохраняется в веках. Так, в истории человечества запечатлелись удивительные по своему героизму поступки Сократа и Я.Корчака, оставившие неизгладимый след в сердцах многих последующих поколений.

Из серии поступков складывается впечатление о педагогической позиции, характере и стиле профессионального поведения, т.е. о том, что выделяет профессионала из общей массы коллег, формируя целостное представление о нем как об индивидуальности.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)