Профессиональная деятельность менеджера

Большой энциклопедический экономико-юридический словарь: «Менеджер (manager) – это наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению производством, предприниматель в профессиональном спорте, организующий тренировку и выступления спортсменов».

И. Н. Герчикова считает, что термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • к руководителю организации в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

О. С. Виханский и А. И. Наумов: «Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи».

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
  • владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
  • умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции;
  • возможность выполнения конкретной поручаемой им работы в интересах фирмы и т. д.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства РФ в 2000 году, предусматривает набор государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования.

Ряд требований Государственного образовательного стандарта предполагает овладение навыками, получить которые студент может только при выполнении курсовых работ или проектов, а также выпускной квалификационной работы.

Менеджер должен уметь:

  • выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
  • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
  • использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
  • проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
  • разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ.

Виды деятельности:

  • аналитическая – предполагает анализ фактического состояния и результатов работы предприятия;
  • исследовательская – связана с исследованием рынка, межличностных отношений и т. д.;
  • проектная – направлена на проектирование организационных структур;
  • диагностическая – позволяет выявлять негативные причины, слабые места в деятельности предприятия.

Формы работ:

  • руководящая – умение ставить цели достигать их;
  • методическая – разработка методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач;
  • консультационная – менеджер-профессионал становится экспертом в своей области и способен консультировать;
  • воспитательная – работа, направленная на формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание.

К менеджеру предъявляются специальные требования при выполнении различных видов деятельности.

Организационно-управленческая деятельность включает:

  • способность ориентироваться в сложной ситуации и нахождение рациональных решений, в том числе в условиях неопределенности и риска;
  • планирование работы, а также определение и решение первоочередных задач;
  • организацию работы исполнителей: распределение заданий и определение ответственности и т. д.

Аналитико-исследовательская деятельность включает:

  • анализ хода работ и учет собственных ошибок;
  • выявление и оценку внешних и внутренних факторов воздействия;
  • оценку перспективности людей и идей;
  • умение давать взвешенные оценки и т. д.

Коммерческо-экономическая деятельность включает:

  • расчет и получение прибыли;
  • чтение и комментирование баланса предприятия;
  • оценку экономических последствий принимаемых решений;
  • выработку новых коммерческих идей;
  • знание предпосылок банкротства;
  • оценку финансового состояния предприятия.

Социально-психологическая деятельность включает:

  • воспитание и обучение подчиненных;
  • мотивацию труда;
  • умение вызывать обоснованное доверие со стороны подчиненных;
  • способность самостоятельно мыслить и действовать;
  • оценку своих действий с точки зрения этики и морали;
  • принципиальность и убежденность;
  • ответственность за принятие решений;
  • развитие собственной личности.

Кроме того, в своей деятельности менеджер не должен: уклоняться от ответственности; препятствовать росту таланта; стремиться доминировать; пренебрегать традициям, сложившимся в данной организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)