Принципы управления в организации

Принцип – правило (норма) или основное положение какой-либо теории и науки. Это правила и основные нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений при управлении организацией.

Анри Файоль выделил 14 принципов управления:

  • принцип разделения труда;
  • принцип ответственности власти;
  • принцип дисциплины – усердие и повиновение, установленному на предприятии порядку;
  • принцип единства распорядительства – только один начальник (непосредственный руководитель) может давать распоряжение и приказы подчиненным;
  • принцип единства руководства – один начальник и одна программа для достижения целей организации;
  • принцип подчинения частных интересов общим;
  • принцип вознаграждения;
  • принцип иерархии гласит, что нет необходимости решать все вопросы на верхнем уровне управления;
  • принцип порядка;
  • принцип централизации;
  • принцип справедливости;
  • принцип постоянства состава персонала;
  • принцип единения персонала (сплочение коллектива, формирование благоприятного морально-психологического климата);
  • принцип инициативы.

Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности:

  1. Исходный пункт управления – отчетливо поставленные цели.
  2. Здравый смысл – признание ошибок и поиск их причин.
  3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.
  4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.
  5. Справедливое отношение к персоналу.
  6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
  7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».
  8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
  9. Нормализация условий труда.
  10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.
  11. Письменные стандартные инструкции.
  12. Вознаграждение за производительность.

Автомобильный король начала XX столетия Генри Форд определил свои принципы управления:

  1. Строго построенная по вертикали организация управления предприятием; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.
  2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.
  3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.
  4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.
  5. Постоянное совершенствование управления.

Современные принципы управления:

  1. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации власти – распределение полномочий по принятию управленческих решений соответственно уровню управленческой пирамиды.
  2. Оптимальность и экономичность – принятие решения с обязательной оценкой выгодности и экономичности для любой системы.
  3. Целенаправленность управления – любое управленческое решение должно быть ориентировано в конечном итоге на достижение целей организации.
  4. Комплексность – рассмотрение и решение задач управления во взаимосвязи и целостности.
  5. Демократизация управления.

Большинство авторов выделяет в менеджменте этические принципы управления:

  1. Стремление превратить организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами поведения.
  2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью сотрудников, руководителю следует выяснить ее причины.
  3. Привилегии, которые руководитель предоставляет себе, должны распространяться и на других членов трудового коллектива.
  4. Критика действий и поступков, а не личности человека.
  5. Не должно быть любимчиков.
  6. Чтобы сохранить уважение сотрудников, не нужно показывать, что руководитель не владеет ситуацией.
  7. Соблюдение принципа распределенной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
  8. Необходимо выбирать правильную форму распоряжения, учитывая ситуацию, наличие времени для нюансов; личность подчиненного.
  9. Поощрение коллектива даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

Также к современным принципам управления относят укрепление у подчиненного чувства собственного достоинства и доверие сотрудникам и признание собственных ошибок в работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)