Проектирование и реализация технологий обучения

Процесс разработки конкретной технологии профессионально-ориентированного обучения можно назвать процессом педагогического проектирования.

Последовательность его шагов будет следующей:

  • выбор содержания профессионально-ориентированного обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
  • выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие умения, навыки, профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе изучения (освоения) проектируемого учебного материала;
  • выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель профессионального обучения;
  • разработка этапов и последовательности действий по реализации технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

В каждой конкретной ситуации педагогической деятельности перед преподавателем стоит проблема: как обеспечить оптимальность и эффективность реализации технологии обучения. Надо уметь выбрать именно ту технологию, которая в данной ситуации наиболее целесообразна и, главное, обеспечить высокую действенность ее реализации в работе со студентом, группой обучающихся.

По своей сущности процесс реализации технологии обучения – это целенаправленная последовательность действий специалиста (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной педагогической цели в обучении, профессиональной подготовке объекта (обучающегося).

По содержанию процесс реализации технологии обучения проявляется в его структурных компонентах, каждый из которых выполняет определенное функциональное назначение и качественно-количественное решение.

Ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность педагогического процесса реализации технологии обучения, выступает ее объект (обучающийся). А поскольку объектом, также как и субъектом процесса реализации технологии обучения, является человек, то ему тоже присущи индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы и др.

Среди особенностей деятельности преподавателя на этапе выбора целевой технологии наиболее существенными являются:

  • уровень профессионализма специалиста;
  • особенности объекта и его педагогические проблемы в сфере обучения, познавательной деятельности, которые требуют решения с помощью специалистов; специфика самой технологии обучения и условий ее практической реализации; профессиональная компетенция по каждому этапу деятельности специалиста, его личный опыт преподавательской, научно-педагогической работы с определенной категорией людей по решению соответствующих педагогических проблем обучения; мотивация деятельности специалиста; стиль его профессиональной деятельности.

В целом же выбор технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе зависит от:

  • особенностей содержания конкретной науки и изучаемого учебного предмета, темы;
  • возрастных особенностей студентов (в частности, очная, заочная форма обучения);
  • уровня реальных познавательных возможностей студентов;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • цели, задач и содержания материала конкретного занятия;
  • возможностей и особенности преподавателя, его личных и профессиональных качеств, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства;
  • материально-технической оснащенности вуза, наличия оборудования, наглядных пособий, специальных технических средств.

Технология обучения, выбранная для реализации в конкретной ситуации профессиональной подготовки в вузе (ссузе), ориентирована на достижение определенной (прогнозируемой) цели.

Каждая цель нуждается в решении определенного круга задач и предполагает конкретное содержание деятельности преподавателя по ее достижению.

Наиболее важной и ответственной является деятельность субъекта (преподавателя) на этапах выбора целевой технологии и ее практической реализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)