Продукты и продуктивность педагогической деятельности
В образовательном (социально-педагогическом, воспитательном) процессе предполагается обязательное получение некоего результата, имеющего социальную значимость (пользу), что сближает деятельность педагога с производительным трудом.
Применительно к педагогическому труду правомерно говорить о его продуктах как о материализуемых результатах. Среди них, так же как и в любом производстве, выделяются, во-первых, так называемые средства производства, т.е. собственно средства педагогической деятельности.
Например, найденный способ, разработанная методика, зафиксированный действенный прием, приду- манная форма организации совместной деятельности, открытая закономерность какого-либо процесса или явления и т.п. Такого рода продукты педагогической деятельности могут быть материализованы в тексте в виде методического или теоретического описания, становясь уже методической или научно-исследовательской продукцией.
Во-вторых , продуктами являются предметы потребления как овеществленные результаты деятельности, предназначенные для пользования, потребления. Например, изготовленное дидактическое пособие (макет, прибор, плакат и другие формы наглядности), составленный план, написанная программа, проект, концепция, статья, собранные и систематизированные материалы, картотека, опорный конспект, сборник задач и решений и т.д.
Однако в условиях педагогического производства общепринятое разделение продуктов труда оказывается довольно условным, так как в конечном счете продукты педагогической деятельности, произведенные изначально как предметы потребления, вполне могут выступить затем в качестве средств производства (собственно педагогических средств).
Вид педагогического продукта обусловлен природой педагогической деятельности. Именно в полученном продукте ее истиное качество проявляется в полной мере. Если это методическая деятельность, то в числе ее результатов будут методические продукты (описания, обобщения опыта, разработки и т.п.).
Если научно-педагогическая, —- то научные продукты (новые знания о педагогических явлениях). Организационно-педагогическая деятельность продуцирует систему отношений, условия осуществления образовательного процесса, функционирования и развития образовательной системы.
Продуктом проектирования является проект. Другое дело, что он может быть удачным или неудачным. Инновационная деятельность производит инновационный продукт. Традиционная — воспроизводит традиционные образцы. Если же педагог в своей деятельности ничего не производит (ни знаний, ни отношений, ни решения образовательных проблем, ни интереса к предмету, ни лучших условий для развития ребенка), то он просто имитирует профессиональную активность.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу