Продукты и продуктивность педагогической деятельности

В образовательном (социально-педагогическом, воспитательном) процессе предполагается обязательное получение некоего  результата, имеющего социальную значимость (пользу), что сближает деятельность педагога с производительным трудом.

Таким образом, в педагогический контекст органично проникают понятия «продукт» и «продуктивность». Нередко у педагогов-практиков вызывает затруднение, казалось бы. простой вопрос: «Что производится (воспроизводится) в системе работы вашего учреждения?»

Применительно к педагогическому труду правомерно говорить о его продуктах как о материализуемых результатах. Среди них, так же как и в любом производстве, выделяются, во-первых, так называемые средства производства, т.е. собственно средства педагогической деятельности.

Например, найденный способ, разработанная методика, зафиксированный действенный прием, приду- манная форма организации совместной деятельности, открытая закономерность какого-либо процесса или явления и т.п. Такого рода продукты педагогической деятельности могут быть материализованы в тексте в виде методического или теоретического описания, становясь уже методической или научно-исследовательской продукцией.

Во-вторых , продуктами являются предметы потребления как овеществленные результаты деятельности, предназначенные для пользования, потребления. Например, изготовленное дидактическое пособие (макет, прибор, плакат и  другие  формы наглядности), составленный план, написанная программа, проект, концепция, статья, собранные и систематизированные материалы, картотека, опорный конспект, сборник задач и решений и т.д.

Однако в условиях педагогического производства общепринятое разделение продуктов труда оказывается довольно условным, так как в конечном счете продукты педагогической деятельности, произведенные изначально как предметы потребления, вполне могут выступить затем в качестве средств производства (собственно педагогических средств).

Вид педагогического продукта обусловлен природой педагогической деятельности. Именно в полученном продукте ее истиное качество проявляется в полной мере. Если это методическая деятельность, то в числе ее результатов будут методические продукты (описания, обобщения опыта, разработки и т.п.).

Если научно-педагогическая, —- то научные продукты (новые знания о педагогических явлениях). Организационно-педагогическая деятельность продуцирует систему отношений, условия осуществления образовательного процесса, функционирования и развития образовательной системы.

Продуктом проектирования является проект. Другое дело, что он может быть удачным или неудачным. Инновационная деятельность производит инновационный продукт. Традиционная — воспроизводит традиционные образцы. Если же педагог в своей деятельности ничего не производит (ни знаний, ни отношений, ни решения образовательных проблем, ни интереса к предмету, ни  лучших  условий для развития ребенка), то он просто имитирует профессиональную активность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)