Признаки типологии проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, творческий).
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Рассмотрим общие подходы к структурированию проекта.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.).

Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением:

  1. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  2. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  3. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на внеклассных занятиях, в групповой работе в библиотеке и др.).
  4. Защита проектов, оппонирование.
  5. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенках. В процессе выполнения проекта один ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор проекты, отличающиеся:

  1. Видом деятельности:
    • создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
    • подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);
    • проведение исследований.
  2. Количеством участников: индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллажей, макетов. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, выставки, концерты, спектакли, оформление интерьера и др.).
  3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев).
  4. Количеством этапов.
  5. Набором и иерархией ролей.
  6. Необходимостью привлечения взрослых.

При выполнении проекта дети могут работать группами.

Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини-проекты.

Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями.

В процессе работы над проектами учащиеся готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки. После завершения работы над проектом организуется их презентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме, рассказывают о своей работе, показывают то, что у них получилось. Обязательно нужно похвалить детей за достижения. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.

Итак, для успешного развития творческих способностей учащихся педагогу следует: развивать способности, склонности каждого ребенка; интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач; направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность в учебное и внеучебное время.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)