Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей обучающихся

Ускоренное развитие экономики, общества и государства в целом обусловливает потребность в воспитании детей, способных сейчас и в будущем творчески подходить к достижению целей и решению поставленных задач в учебно-когнитивной деятельности, теоретических и прикладных аспектах профессиональной подготовки.

В этом контексте становится очевидным, что образовательный процесс в современных условиях должен быть ориентирован на развитие ценностных ориентаций обучающихся и формирование личности, имеющей интеллектуальную самостоятельность и творческую инициативу.

В новом законе «Об образовании» подчёркивается, что постановка и реализация обозначенных целевых ориентиров связана не только с изменением содержательного аспекта, но и процессуального, которое сопровождается использованием разнообразных методических приемов и средств обучения и воспитания личности обучающегося.

В социальной психологии существует многосторонний подход к личности. С одной стороны, личность рассматривается как конкретный индивид (лицо), как субъект деятельности (самовоспитания и саморазвития), как продукт взаимодействия с другими людьми.

По В.Н. Мясищеву, личность – это система отношений с людьми, с миром, с самим собой. Следовательно, личность обладает определенным положением (статусом) в системе отношений людей в обществе, коллективе, группе.

При этом ключевую роль в становлении личности играет деятельность, как фактор, как причина, как принцип, обеспечивающий развитие задатков и способностей человека, представляющая собой активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает со знательно поставленную цель.

Творческий потенциал личности выражается в полученных умениях и навыках, способностях к определенным действиям и в том, в какой степени она их реализует

Под способностями в данном случае могут пониматься и психические свойства личности, способствующие эффективной ее реализации в какой-либо деятельности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин.

По современным представлениям, существующим в рамках психолого-педагогической науки, такие способности могут быть как природными (имеющими врожденный характер, определенные биологическими данными), так и специфическими (сформированными под влиянием социальной среды, территориальных и исторических условий).

В тоже время специфические способности подразделяются на общие, теоретические, учебные и творческие, обеспечивающие достижение успеха в создании материальных и нематериальных ценностей, новаций.

Интересно
В своих исследованиях Б.М. Теплов подчеркивает, что способности как психологические и двигательные особенности человека, обеспечивают индивидуальные различия между людьми.

Он считал, что эти способности не ограничиваются уже имеющимися знаниями, умениями и навыками, но могут выражаться в быстроте их усвоения, правильности и оригинальности применения соответственно ситуации, тем самым обеспечивая успешность выполнения индивидом какой-либо деятельности. Способность же к определенной деятельности состоит из целой системы более простых способностей.

По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в процессе развития, а способность, которой человек перестает пользоваться, теряется.

Существует ряд параметров, характеризующих степень выраженности у человека определённых способностей. К названным параметрам относятся:

  • быстрое продвижение обучающегося в ходе овладения соответствующей деятельностью;
  • качественный уровень его достижений;
  • сильная, действенная и устойчивая склонность человека к занятиям этой деятельностью.

Наличие определенных способностей, как мы уже отмечали ранее, не приводит к автоматическому успеху. Для этого необходимо сочетание таких качеств как активное положительное отношение к окружающей реальности, интерес к той деятельности, в отношении которой проявляются способности, склонность к ней, переходящая в страстную увлеченность и даже в необходимое жизненное условие.

По мнению В.А. Крутецкого способностями становятся общие и специальные знания, личностный опыт, выражающийся в умениях и навыках, получившие высокое развитие и обеспечивающие более эффективный результат в решении проблемы.

Он утверждает, что способности заключаются не в овладении знаниями, навыками и умениями, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике, в процессе деятельности. Учёный выделяет два показателя, характеризующих способности человека: быстрота овладения деятельностью и качество достижений и говорит о том, что способности не являются врожденными по своему происхождению, но могут быть выработаны и выявлены в процессе соответствующей деятельности.

Во многих исследованиях творчество рассматривается как механизм развития личности.

По мнению психологов, в осмыслении творчества существуют следующие точки зрения, свидетельствующие об интеграции продуктивной и непродуктивной составляющих в деятельности человека и сложности их градации:

  1. Любым проявлениям человека приписывается творческий характер, так как он привносит своеобразный личностный стиль и манеру исполнения, благодаря этому ни одно действие не может быть в точности выполнено одинаково дважды.
  2. Мыслительный процесс, имеющий специфический характер, основанный на доминировании функций правого полушария мозга, связанный с актуализацией эмоционально-чувственной сферы называется интуицией. Этот процесс принципиально отличается от рационального, дискурсивного, сознательного мышления и осуществляется по иррациональным законам.

Следует отметить, что творчество в дошкольном детстве выступает механизмом адаптации ребенка к миру.

Известно определение творчества как высшей формы, универсально понимаемой креативности (Д. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес). Исследователями креативность определяется, как творческие способности индивида; склонность инициировать оригинальные идеи, ориентироваться в ситуациях альтернативного выбора, нивелировать стереотипы в различных видах деятельности; творческое начало; творческие возможности, оригинальная продуктивность интеллекта.

Между тем, некоторые авторы (Т. Лубарт, 2009) отождествляют понятие «креативность» с адаптивностью, предполагающей способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. В связи с чем, успешное решение проблемы адаптации ребенка к новым социальным условиям, обучению в школе, прямым образом зависит от уровня развития творческого потенциала ребенка, характеризующегося его интеллектуальной активностью.

А.З. Рахимов объединяет все определения творчества в четыре группы:

  • высшее проявление активности человеческой деятельности;
  • целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий;
  • способ самоутверждения, самовыражения, самореализации, индивидуальная неповторимость результата;
  • целенаправленная деятельность по созиданию новых общественно-значимых ценностей.

Однако при всём расхождении вышеприведённых взглядов в понимании сущности творчества, тем не менее, для нашего исследования является значимым довод о единстве природы творчества, в связи с чем, способность к нему универсальна.

Именно поэтому существует точка зрения, с позиций которой в различных видах любой деятельности, которая расценивается как творческая, имеется нечто совокупно константное, что составляет специфическую особенность творчества и остается самоидентичным при смене социокультурного контекста. Так, ребёнок, научившись творить в сфере музыкального искусства, способен перенести приобретенный опыт в любую область культуры. В этом аспекте творчество целесообразно рассматривать как относительно автономную способность.

Л.С. Выготский, характеризуя особенности развития ребёнка, выделяет линию естественного развития поведения, тесно связанную с процессами общеорганического роста и созревания ребенка, и линию культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

Л.С. Выготский подчеркивает, что в каждом возрасте уровень воображения и развитие творческих способностей напрямую зависят от объема и характера житейского и эмоционального опыта ребенка. Он настоятельно советует развивать творческое воображение ребенка, так как считает его психологическим ядром личности.

Творчество представляет психологическую категорию, которая интегрирует в себе два аспекта: личностный и процессуальный, и предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, посредством которых в творческом процессе, являющемся «продолжением и заменой игры детской» создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

Последователь Л.С. Выготского, известный педагог и психолог В.В. Давыдов, изучавший проблемы развивающего обучения, отмечал немаловажную роль искусства в воспитании богатейших форм воображения, которое служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного.

Отметим, что в процессе творчества для преобразования обстоятельств в ходе эволюции у человека сформировалась специфическая форма реагирования на среду, как «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое как воображение».

Важно подчеркнуть, что понятие «творчество» имеет взаимосвязь с понятием «креативность»

Экспериментальные исследования способностей человека выявили среди них уникальную способность к нестандартному мышлению, рождению нового, необычного, поиску эффективного решения, выходящего за границы традиционных путей.

Такая способность получила название «креативность» (от английского слова creative), означающего «творение, творить».

В этом аспекте творчество представляется своеобразным процессом, продуктом которого выступает что-либо новое. В то же время, креативностью называется присущий человеку внутренний потенциал, позволяющий ему выходить за рамки очевидных решений (Дж. Гилфорд) или способность находить неизвестные ранее способы решения задач (К. Роджерс).

Интересно
Анализ литературы показал, что творческие способности обучающихся необходимо рассматривать как совокупность их способностей, позволяющих им осуществлять различные виды активности, которые связаны с созданием чего-либо принципиально нового. Это отображает тесную взаимосвязь творческих способностей с креативностью.

Существует мнение, что творческие и общие умственные способности имеют прямую зависимость, причем, речь идет не столько об уровне развития интеллектуальных способностей, сколько о богатом воображении. Указанная взаимосвязь этих феноменов даёт нам возможность заключить, что развитие творческих способностей невозможно без «качественно-своеобразного сочетания способностей, определяющих возможность получения эффективного результата в выполнении той или другой деятельности».

В своих исследованиях Дж. Гилфорд также отмечает, что процесс мышления по сути своей уже предполагает творческую составляющую, так как направлен на освоение нового. При этом, не имея заранее известного, заданного условием типового решения, ученик самостоятельно совершает открытие (пусть чаще всего субъективного) нового, проявляя тем самым творческие качества личности.

В качестве базового критерия творчества зачастую берется оригинальность мышления – способность предлагать неординарные ответы на тривиальные вопросы далеко отклоняющиеся от среднестатистических. Она рождается из преодоления «правильного», «само собой разумеющегося», очевидного и общепринятого.

В таких качествах мышления, как гибкость, оригинальность, беглость и глубина проявляется его творческий характер (отсутствие скованности и стереотипности, подвижность). Все эти качества свойственны творческой личности. В тоже время инертность, стереотипность, поверхностность мышления являются особенностями, которые характеризуют отсутствие творческих проявлений в мыслительной деятельности.

Названные особенности также важны в повседневной жизни, потому что дают возможность оперативно решать стереотипные задачи, основанные на определённых заданных алгоритмах действий, однако они препятствуют не только творческому процессу, но и развитию творческих способностей человека.

Существуют различные взгляды на взаимосвязь интеллекта и творчества

Мы полагаем, что нельзя преобразовать действительность без предварительного познания. В этом смысле развитие интеллекта предполагает не только освоение содержания информации, но и разные формы проявления интеллектуального творчества и инициативы.

В таблице представлен анализ функций интеллекта и творчества.

Психолого педагогические основы проблемы развития творческих способностей обучающихся

Важнейший вклад в изучение проблемы творческого мышления внесла Д.Б. Богоявленская. Она выделяет единицу измерения творческого потенциала: интеллектуальную активность, которая выражается в совокупности умственных способностей, преломленных через призму личной заинтересованности субъекта.

На основании этого она разделяет интеллектуальную активность человека на три качественных уровня:

  1. Стимульно-продуктивный, характеризующий ситуацию, когда в решении задачи человек удовлетворяется наиболее очевидным или первым найденным вариантом решения, при этом, он не сравнивает задачи между собой в попытке выявить закономерности и рассматривает их как отдельные, не имеющие взаимосвязи элементы (познание единичного).
  2. Эвристический – получив ответ на поставленный вопрос и будучи в нем уверенным, человек продолжает поиск возможных решений, сопоставляя и сравнивая отдельные группы задач, что позволяет ему открывать существующие между ними взаимосвязи (познание особенного).
  3. Креативный – выявив в ходе эвристического процесса закономерности, человек способен увидеть в них самостоятельный объект познания и продолжить их изучение, следуя внутренней мотивации (познание всеобщего).

Высшим проявлением интеллектуальной активности является интеллектуальная инициатива – выход за рамки минимально удовлетворяющих условию ответов в поиске более глубокого и неочевидного.

Понятия творчества и творческого мышления многоаспектны.

Иногда творчество трактуют слишком узко – как создание продуктов, обладающих социальной ценностью и новизной. Под творческим мышлением мы будем понимать те компоненты мышления личности, которые для нее оказываются носителями новых качеств.

В дидактике творческое мышление определяется как сложный, многоэтапный процесс, характеризующийся рядом важных признаков:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • видение новой функции объекта;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;
  • умение выделять структуру объекта;
  • альтернативное мышление;
  • построение принципиально нового способа решения задачи.

В своих исследованиях В.А. Крутецкий выделил ряд характерных особенностей творческого мышления учащихся, демонстрирующих высокие способности к математике.

Учёный утверждал, что способные ученики самостоятельно осуществляют обобщение математических объектов. Каждая конкретная задача осознается ими как представитель класса однородных задач и решается по общему алгоритму. Учащиеся, имеющие математический склад ума, могут обобщать методы и принципы решения задач, что помогает им успешно ориентироваться в ситуациях неопределенности.

Решая эти задачи, они способны переходить к мышлению «свернутыми структурами». В процессе решения математических задач они демонстрируют большую гибкость, подвижность мыслительных процессов, что проявляется в использовании ими различных подходов к решению задач, в отказе от шаблонов и клише при выполнении заданий учителя. Эта категория обучающихся стремится решить задачу рациональным способом, выбирая более ясный, кратчайший и оригинальный путь в достижении поставленной цели.

Ряд исследований посвящён развитию творческих способностей учащихся в процессе освоения конкретных предметных циклов (Э.Ж. Гингулис, Ю.М. Колягин, А.А. Столяр).

Ими выделены следующие принципы такой работы:

  • активной самостоятельной деятельности учащихся;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей (подготовка индивидуальных заданий в соответствии с этим принципом требует от учителя широкой «задачной эрудиции»);
  • постоянного внимания к развитию различных компонентов способностей;
  • соревновательности;
  • профессионализма (школьники должны уверенно решать стандартные, так называемые опорные задачи);
  • полной нагрузки.

Эти принципы отражают методические основания организации работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся и могут быть конкретизированы практике.

Результаты исследований Б.Г. Ананьева, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова и других показали, что способность к творчеству – не дар для избранных, но, наоборот, является качеством, присущим в той или иной степени каждому представителю человечества.

По их мнению, человек невольно приступает к творческому процессу каждый раз, когда оказывается в непривычной для него ситуации. Учёные не оставляют попытки выявления совокупного показателя, отражающего сущность творческой личности. Они считают, что этот показатель мог бы быть представлен как единство процессуальных и личностных детерминант творческого мышления.

Отсюда следует, креативные способности можно рассматривать как некоторое свойство личности, которое может быть выработано в процессе обучения. Отсюда можно вывести определение критериев, выявляющих развитие творческих (креативных) способностей у ребенка. Такими компонентами могут быть: активно применяемая способность к творческому мышлению; ярко выраженное творческое воображение; использование эвристических методов («мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, метод морфологического черного ящика и др.).

В ряде работ в качестве неотъемлемой черты творческой личности рассматривается исследовательское поведение. В широком смысле подобное поведение человека в современных условиях является стилем его жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)