Контекстный подход
Контекстное (знаково-контекстное) обучение – обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой студентами профессиональной деятельности.
Контекстное обучение базируется на понимании психологического контекста, сформулированного А.А. Вербицким как система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека как субъекта, влияющих на особенности его восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как в целом, так и всех ее компонентов.
Такое обучение придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Теория и методика контекстного обучения были созданы А.А. Вербицким в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и стали основой научной школы знаково-контекстного обучения.
Идеи о необходимости организации контекстного обучения высказывались в это время и в США, однако за рубежом так и не было создано его сколь-нибудь целостной концепции и методики.
Поэтому оно включает формы учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности и множество промежуточных, обеспечивающих переход от одной базовой деятельности к другой.
Это достигается применением соответствующих этим базовым формам деятельности трех типов обучающих моделей: семиотических, имитационных и социальных, которые воспроизводят соответствующие контексты, в которых усваиваемая информация существует в реальной жизни.
В формах академической учебной деятельности осуществляются главным образом передача и усвоение информации. Здесь, особенно на проблемной лекции или семинаре-дискуссии, контекст профессиональной деятельности воспроизводится при решении вопросов, с которыми реально сталкиваются специалисты.
Прежде всего, это происходит в форме деловой игры и других игровых формах, моделирующих предметное и социальное содержание трудовой деятельности специалиста.
В формах учебно-профессиональной деятельности студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам профессиональных и социальных отношений специалистов, а также опробует имеющиеся у него знания и навыки в контексте реальной практики и профессиональных отношений.
Теория и практика контекстного обучения опираются на совокупность специфических принципов и методов.
Принципы контекстного обучения:
- психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
- последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
- проблемность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
- адекватность форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
- ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
- педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий;
- открытость – использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания любых педагогических технологий, возникших в эмпирическом опыте преподавателей и предложенных в рамках других теорий и подходов;
- учет внутренних кросс-культурных контекстов обучающихся;
- единство обучения и воспитания личности профессионала.
Методы контекстного обучения можно сгруппировать согласно трем видам учебной деятельности (академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной):
- Проблемные лекции, семинары-дискуссии, семинары-исследования.
- Практические занятия (практикумы, деловые игры, ролевые игры, тренинги).
- Производственная практика, научно-исследовательские работы студентов, реальное курсовое и дипломное проектирование.
В настоящее время для реализации принципов и методов контекстного обучения разработана концепция учебника контекстного типа.
Опираясь на традиционные педагогические принципы, можно сформулировать ряд современных принципов, которые присущи педагогическому процессу в условиях высшей школы:
- развивающее и воспитывающее обучение;
- научность и доступность, посильная трудность;
- сознательность и творческая активность обучающихся при руководящей роли преподавателя-фасилитатора;
- наглядность и развитие творческого мышления;
- системность и систематичность обучения;
- переход от обучения к самообразованию;
- связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;
- прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей обучающихся;
- положительный эмоциональный фон обучения;
- коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов;
- гуманизация и гуманитаризация обучения;
- компьютеризация обучения;
- интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей;
- инновативность обучения.
Важно подчеркнуть, что целостность выступает как метапринцип построения современных образовательных систем.
При этом, в качестве системообразующего фактора педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление, которая внутренне присуща педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде, как в средствах, так и в деятельности педагогов и обучающихся.
Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Творческая природа труда учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу