Контекстный подход

Контекстное (знаково-контекстное) обучение – обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой студентами профессиональной деятельности.

Контекстное обучение базируется на понимании психологического контекста, сформулированного А.А. Вербицким как система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека как субъекта, влияющих на особенности его восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как в целом, так и всех ее компонентов.

Контекстное обучение предполагает необходимость целенаправленного учета тех контекстов, в которых обучающийся воспринимает и усваивает учебную информацию.

Такое обучение придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Теория и методика контекстного обучения были созданы А.А. Вербицким в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и стали основой научной школы знаково-контекстного обучения.

Идеи о необходимости организации контекстного обучения высказывались в это время и в США, однако за рубежом так и не было создано его сколь-нибудь целостной концепции и методики.

Интересно
Сущность контекстного обучения состоит в создании психологических, педагогических и методических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов деятельности студента.

Поэтому оно включает формы учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности и множество промежуточных, обеспечивающих переход от одной базовой деятельности к другой.

Это достигается применением соответствующих этим базовым формам деятельности трех типов обучающих моделей: семиотических, имитационных и социальных, которые воспроизводят соответствующие контексты, в которых усваиваемая информация существует в реальной жизни.

Целью контекстного обучения является формирование целостной профессиональной деятельности будущих выпускников по направлениям их подготовки

В формах академической учебной деятельности осуществляются главным образом передача и усвоение информации. Здесь, особенно на проблемной лекции или семинаре-дискуссии, контекст профессиональной деятельности воспроизводится при решении вопросов, с которыми реально сталкиваются специалисты.

В квазипрофессиональной деятельности моделируются целостные фрагменты профессиональной деятельности, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание.

Прежде всего, это происходит в форме деловой игры и других игровых формах, моделирующих предметное и социальное содержание трудовой деятельности специалиста.

В формах учебно-профессиональной деятельности студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам профессиональных и социальных отношений специалистов, а также опробует имеющиеся у него знания и навыки в контексте реальной практики и профессиональных отношений.

Теория и практика контекстного обучения опираются на совокупность специфических принципов и методов.

Принципы контекстного обучения:

  • психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
  • последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
  • проблемность содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
  • адекватность форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
  • ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
  • педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий;
  • открытость – использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания любых педагогических технологий, возникших в эмпирическом опыте преподавателей и предложенных в рамках других теорий и подходов;
  •  учет внутренних кросс-культурных контекстов обучающихся;
  • единство обучения и воспитания личности профессионала.

Методы контекстного обучения можно сгруппировать согласно трем видам учебной деятельности (академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной):

  1. Проблемные лекции, семинары-дискуссии, семинары-исследования.
  2. Практические занятия (практикумы, деловые игры, ролевые игры, тренинги).
  3. Производственная практика, научно-исследовательские работы студентов, реальное курсовое и дипломное проектирование.

В настоящее время для реализации принципов и методов контекстного обучения разработана концепция учебника контекстного типа.

Опираясь на традиционные педагогические принципы, можно сформулировать ряд современных принципов, которые присущи педагогическому процессу в условиях высшей школы:

  • развивающее и воспитывающее обучение;
  • научность и доступность, посильная трудность;
  • сознательность и творческая активность обучающихся при руководящей роли преподавателя-фасилитатора;
  • наглядность и развитие творческого мышления;
  • системность и систематичность обучения;
  • переход от обучения к самообразованию;
  • связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;
  • прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей обучающихся;
  • положительный эмоциональный фон обучения;
  • коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов;
  • гуманизация и гуманитаризация обучения;
  • компьютеризация обучения;
  • интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей;
  • инновативность обучения.

Важно подчеркнуть, что целостность выступает как метапринцип построения современных образовательных систем.

При этом, в качестве системообразующего фактора педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление, которая внутренне присуща педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде, как в средствах, так и в деятельности педагогов и обучающихся.

Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)