Характеристика образовательных парадигм

Специфика организации педагогического процесса в вузе определяется рядом аспектов.

Во-первых, это определённая парадигма, в рамках которой определяется характер взаимодействий в диаде «преподаватель-студент».

Во-вторых, это подход, который выступает в качестве теоретико-методологического ориентира деятельности преподавателя и особенностей организации всех звеньев педагогического процесса.

В-третьих, это формы методы и средства, с помощью которых осуществляется дидактическое обеспечение процесса трансляции социокультурного опыта от преподавателя к студентам.

Рассмотрим ряд парадигм, которые являются основой для построения педагогического процесса в образовательной организации.

Парадигма образования (от гр. paradeigma – пример, образец) – это:

  • совокупность методологических подходов и теоретических идей, которая воплощается в научно-педагогической деятельности и практике образования на определенном историческом этапе;
  • модель, используемая для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенной области действительности.

Необходимость в новой парадигме образования возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности. Обосновывая ту или иную парадигму, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования.

В ходе исторического развития общества и образования как его важнейшего института сложились различные парадигмы образования, среди которых наиболее распространены следующие.

Традиционалистско-консервативная (знаниевая), главная цель которой – передача молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации и ее опыта.

Передача осуществляется на основе выдержавшей испытание временем совокупности знаний, умений и навыков, а также нравственных идеалов и жизненных ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.

Интересно
Рационалистическая (бихевиористская, поведенческая), предназначенная прежде всего для обеспечения усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления молодого поколения к конкретным условиям существующего общества.

В основу ее положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры.

Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка

Недостатком обеих моделей обучения является их слабая гуманистическая направленность. Обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования, кроме того, отсутствуют творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

Гуманистическая (феноменологическая), интегрирующая в себе основные достижения гуманистической педагогики. Используется для решения исследовательских и практических задач по переходу к личностно ориентированному типу образования.

Основные положения гуманистической парадигмы включают:

  • обоснование системы антропоцентрических ценностей как базовой методологической основы нового типа образования (человек, личность, индивидуальность, культура, творчество, самореализация, социализация, индивидуализация и др.), понимание образования как становления личностного образа человека культуры;
  • личностно-гуманный подход к ребенку;
  • личностно-смысловая направленность содержания образования;
  • использование личностно ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию и педагогической поддержке, от управления – к самоорганизации и самоуправлению.

Гуманистическая парадигма образования ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, межличностное общение, диалог, помощь в личностном росте и актуализирует взаимоотношения по типу «субъект – субъект», что обеспечивает ценностно-смысловое равенство учителя и учащихся.

Технократическая, базирующаяся на представлениях о существовании объективной истины, которая доказана конкретным, научно обоснованным и практически апробированным знанием.

Главной ценностью для педагога является «точное» знание. Объективное и «точное» знание предполагает овладение четкими правилами передачи его ученику.

Результат учебно-воспитательного процесса оценивается по логике бинарных позиций в системе «знает – не знает», «воспитан – не воспитан», «умеет – не умеет». Учитель ориентируется на объективно заданные эталоны, нормы и стандарты, с которыми сверяется уровень обученности и воспитанности учащихся.

Неинституциональная, ориентированная на организацию образования вне традиционных социальных институтов, в частности школ и вузов. Она предполагает получение образования человеком с помощью Интернета, в условиях так называемых «открытых школ», дистантного обучения и т.д.

При наличии определенных преимуществ такого образования (выбор удобного времени, индивидуализация режима обучения и его содержания) обучающийся или студент вместе с тем лишается главного условия успешного образования и личностного развития – непосредственного контакта с учителем или преподавателем.

Обучение через совершение открытий (Дж. Бруннер), в соответствии с которым обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления.

Творческое обучение, по Бруннеру, отличается тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.

Эзотерическая, органично включенная в традиционный уклад жизни людей и основанная на образцах воспитания и обучения, являющихся основными компонентами традиции.

Традиция в данном случае представляет собой устойчивый конструкт и стабилизирующий механизм социального опыта и миропонимания. Исходным постулатом эзотерической парадигмы образования являются неизменные вечные истины и приобщающие к ним учения. Эта парадигма может стать основой в передаче социокультурного опыта от учителя к ученику в образовательных учреждениях, имеющих религиозно-философскую направленность.

Эзотерическая парадигма акцентирует объяснение модели мироздания через призму теоцентрических представлений и приобретает особую актуальность в святоотеческом образовании, где ключевым элементом является православная педагогика.

В рамках реализации ФГОС ВО 44.03.01 ‒ Педагогическое образование (уровень бакалавриата), определяющую роль играют компетентностный и контекстный подходы, выступающие в качестве методологического регулятива в профессиональном становлении и развитии будущего специалиста, осваивающего образовательные программы бакалавриата.

Опираясь на традиционные педагогические принципы, можно сформулировать ряд современных принципов, которые присущи педагогическому процессу высшей школы в компетентностно-контекстной образовательной парадигме:

  • развивающее и воспитывающее обучение;
  • научность и доступность, посильная трудность;
  • сознательность и творческая активность обучающихся при руководящей роли преподавателя-фасилитатора;
  • наглядность и развитие творческого мышления;
  • системность и систематичность обучения;
  • переход от обучения к самообразованию;
  • связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;
  • прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей обучающихся;
  • положительный эмоциональный фон обучения;
  • коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов;
  • гуманизация и гуманитаризация обучения;
  • компьютеризация обучения;
  • интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей; инновативность обучения.

Важно подчеркнуть, что целостность выступает как метапринцип построения современных образовательных систем в рамках компетентностно-контекстной образовательной парадигмы.

При этом в качестве системообразующего фактора педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление, которая внутренне присуща педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде, как в средствах, так и в деятельности педагогов и обучающихся. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.

Названная парадигма основана на концептуальных идеях компетентностно-контекстного подхода, который выдвигает на первое место не информированность обучающегося (расширить содержание образования в количественном отношении), а умение разрешать проблемы, возникающие в ситуациях:

  • познания и объяснения явлений действительности;
  • освоения современной техники и технологии;
  • взаимоотношения людей, оценивания собственных поступков;
  • практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;
  • выбора профессии и оценивания своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.

Знание не исчезает из структуры образованности, компетентности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы – государства, общества, каждого человека.

Внутри этого подхода выделяются три базовых понятия: «компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, «компетенция» как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и «контекст» как система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека как субъекта, влияющих на особенности его восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как в целом, так и всех ее компонентов.

При применении компетентностно-контекстного подхода определяющими принципами развития личности являются самомотивация, готовность к совершенствованию, практической действенности, наглядности, оптимизации, рефлексивности, адаптивности, профессиональной мобильности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)