Компетентностный подход

В условиях современного вуза в процессе реализации в системе высшего образования подготовки будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности, определяющую роль играет ещё одна парадигма – компетентностно-ориентированная.

Основу названной парадигмы составляет компетентностный подход.

Компетентностный подход (от лат. competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – способ построения образовательного процесса, обеспечивающего становление у учащегося собственной системы работы, компетентности и других характеристик образованности, которые нельзя «сложить» из набора знаний и умений.

Компетентностный подход – это определенная направленность мышления и деятельности педагога, предполагающая ориентацию учебного процесса на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать (на основе усвоенных знаний) реальные жизненные, познавательные или профессиональные задачи.

А.Г. Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидакто-центрического, функционально-коммуникативного и др.), интегрирует идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно ориентированного образования.

Идея компетентностного подхода – расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении

В этом случае содержание образования предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося (расширить содержание образования в количественном отношении), а умение разрешать проблемы, возникающие в ситуациях:

  • познания и объяснения явлений действительности;
  • освоения современной техники и технологии;
  • взаимоотношения людей, оценивания собственных поступков;
  • практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;
  • выбора профессии и оценивания своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.

Знание не исчезает из структуры образованности, компетентности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы – государства, общества, каждого человека.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, и «компетенция» как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

При применении компетентностного подхода принципами развития личности являются самомотивация, готовность к совершенствованию, практической действенности, наглядности, оптимизации, рефлексивности, адаптивности.

Таким образом, компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Интересно
Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на обучающегося и ожидаемые результаты образования.

Компетентностный подход в условиях современного вуза реализуется через федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, или так называемые ФГОС ВО.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Главными целевыми установками в реализации этого стандарта являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. При этом под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения и навыки, а также личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт.

В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале – ставить новые).

Интересно
Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе – работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие с требованиями нового стандарта: образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

При этом если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входят перечни результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, основных образовательных технологий (форм, методов обучения и типовых задач), используемых для формирования компетенций и типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

К примеру, при модульной технологии обучения содержание темы представлено в виде самостоятельных законченных блоков информации, при этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю.

Использование опорного конспекта при изложении содержания темы обеспечивается взаимодействием преподавателя и студента на основе предельного обобщения материала и его последующего «развертывания» – полноценного воспроизведения в сознании студента.

Развивающий эффект этого метода достигается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студента: полученные обобщенные знания необходимо аргументированно разъяснить. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в последующем тексте путем воспоминания, рассуждения и умозаключения) активизирует мыслительную способность студента.

Реализуемое с помощью описанного образовательного стандарта нового поколения содержание, требует применения адекватного дидактического обеспечения

В настоящее время в вузах сохранилась традиционная лекционно-семинарская система. Однако, в силу особенностей формирования ключевых образовательных компетенций у обучающихся в высшей школе, она трансформировалась в лекционно-семинарскую систему, в которой важное значение приобретают технологии интерактивного и знаково-контекстного обучения, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной самостоятельности и творческой инициативы в процессе освоения предметного содержания.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента возникновения.

Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы, широко применяемой в современном вузе.

Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых предопределено особенностями возраста обучающихся.

В лекционно-семинарскую систему, органично встраиваются ещё две системы – интерактивного обучения и знаково-контекстного обучения.

Интерактивное обучение – это:

  1. Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
  2. Обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
  3. Обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог.

Специфика интерактивного обучения заключается в том, что оно предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Преимущества, которое дает интерактивное обучение различным субъектам образовательного процесса:

  1. Конкретному обучающемуся – приобретение опыта активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; развитие толерантности.
  2. Учебной микрогруппе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, формирование ценностно-ориентационного единства группы, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
  3. Системе «преподаватель – группа» – нестандартное отношение к организации образовательного процесса, многомерное освоение учебного материала, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это обусловлено процессами демократизации, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых, а также задачами, стоящими перед современным образованием.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), т.е. обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
  • обеспечивает решение воспитательных задач, так как приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну немаловажную задачу. Речь идет о релаксации, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

Формы и методы интерактивного обучения:

  • дискуссионные – диалог, эвристическая беседа, «мозговой штурм», разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
  • игровые – дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие), ролевые, организационно-деятельностные;
  • тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Задачи преподавателя-ведущего в интерактивном обучении: направление и помощь процессу обмена информацией, выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту участников, поддержка активности участников, соединение теории и практики, взаимообогащение опыта участников, облегчение восприятия, усвоения и взаимопонимания участников, поощрение творчества и самостоятельности участников.

Интерактивное обучение видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, предлагаю обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Интерактивное обучение основывается на принципах диалогического взаимодействия, кооперации и сотрудничества, группового и индивидуального опыта, вариативности и активно-ролевой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)