Признаки массового информационного процесса

Что касается массового информационного процесса, то оно представляет распространение актуаль-ных сведений лишь с помощью печати, телевидения, радио, ориентированных на большие рассредоточенные аудитории.

Исходя из предшествующих рассуждений, попробуем выделить признаки массового информационного процесса.

По нашему мнению, к ним следует отнести:

  • размах циркуляции в информационном поле;
  • время циркуляции;
  • направленность движения;
  • эмоциональная окраска информации;
  • способ и цель ее производства.

Данные признаки можно принять в качестве параметров циркуляции информации в обществе. Такие параметры — главный показатель, по которому можно судить о необходимости и потенциальной целесообразности существования данного информационного потока.

Размах циркуляции — от минимального, ограниченного техническими возможностями канала информации и спецификой информационных потребностей и интересов аудитории, до максимального во времени и пространстве.

Минимум размаха циркуляции наблюдается при передаче информации какой-то части массовой аудитории, объединенной одним или несколькими системообразующими признаками, не подверженной дальнейшему движению. В данном случае информация имеет строго определенную адресную направленность и ограничена рамками определенного информационного поля. При максимальном же размахе информацией охвачена вся совокупность массовой аудитории.

Время циркуляции — минимально от рубежа однократности передачи информации до практически неопределенных временных пределов (одна и та же информация в различной интерпретации может дублироваться бесконечное множество раз).

В первом случае информация передается с целью ознакомления с событием или фактом, не имеющими широкой общественной значимости. Во втором случае речь идет об информации повышенной социальной ценности, отличающейся непреходящим значением для потребителя. Она передается и используется длительно. Таким образом, время циркуляции в значительной степени определяется социальной значимостью информации.

Направление движения может быть либо горизонтальным (между структурами одного социального уровня), либо вертикальным (между структурами разных социальных уровней), что наиболее характерно для массовой социальной информации.

В любом случае движение информации направлено от источника к потребителю.

Эмоциональная окраска определяется качественными параметрами информации.

Чем выше информационная насыщенность сообщения, а значит, социальная значимость и ценность для потребителя, тем больше ее эмоциональная нагрузка.

Способ производства может быть персонифицированным (авторским) и безличным.

Персонифицированная информация содержит указание на авторство.

Безличная информация производится либо профессиональной группой (редакцией), либо конкретным автором, но без ссылки на него.

Последний выступает здесь как исполнитель определенного социального заказа и выражает не свое личное, а групповое отношение к сообщаемому, что подчеркивается определенным ритуалом оформления подачи информации. В первом случае отношение к явлению, событию, факту выражается непосредственно, во втором — опосредованно.

Цель производства едина — воздействие на массовую аудиторию.

Внутренне же эта цель подразделяется на ряд конкретных задач, в числе которых можно выделить: достижение согласия, побуждение к определенным действиям, изменение социально-психологического и эмоционального состояния людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)