Принципы современного менеджмента

Принципы управления – это оптимальные правила, нормы управления коллективом, которые сформулированы людьми и носят субъективный характер. Принципы современного менеджмента подразделяются на два вида: рекомендательные и обязательные. Соблюдение принципов очень существенно поднимает результативность управленческой деятельности.

Классификация принципов управления организацией предполагает их разделение по трем группам (рис. 1):

  • общие принципы менеджмента;
  • частные принципы менеджмента;
  • принципы администрирования.

Принципы современного менеджмента

Общие принципы менеджмента представляют собой важнейшие (стратегические) требования, соблюдение которых обязательно для любых систем управления и организаций:

  • системность – это ведущий принцип менеджмента, предполагающий всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных альтернатив, координацию усилий на различных направлениях, оценку возможных последствий управленческих действий в каждом элементе и компоненте системы;
  • объективность – этот принцип предполагает целенаправленное воздействие на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования всей системы;
  • последовательность – этот принцип предполагает соблюдение логической преемственности в действиях менеджера;
  • принцип ведущего звена – предполагает выявление в результате анализа всей совокупности информации решающего факта, альтернативы, задачи;
  • дополнительность – этот принцип предполагает сосуществование и взаимодополняемость различных начал: организованного и стихийного, закономерного и случайного и т. д.;
  • вероятность – этот принцип предполагает вероятностный характер процесса управления, предопределенный многоальтернативностью развития;
  • эволюционизм – этот принцип предполагает временную необратимость как основание и причину постоянного совершенствования управленческих структур.

Развитие любой организационной структуры может идти только по пути ее усложнения, упрощение структуры означает ее деградацию:

  • саморегулирование – этот принцип предполагает стремление системы к самосохранению, противостояние внешним возмущающим воздействиям;
  • принцип обратной связи – этот принцип предполагает необходимость для субъекта управления регулярно получать информацию о результатах своей деятельности, о реакции непосредственных исполнителей и тех, на кого направлена эта деятельность, на эту деятельность. В результате субъект управления получает возможность корректировочных действий на основе достоверной информации.

Частные принципы менеджмента представляют собой важнейшие требования, которые применяются при управлении конкретными организациями или сферами деятельности. Соблюдение этих принципов позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Обязательные принципы излагаются во внутренней нормативной документации организации. Административные принципы менеджмента представляют собой важнейшие требования, которые обеспечивают эффективность административно-исполнительской деятельности.

Административные принципы были сформулированы А. Файолем:

  • разделение труда (специализация любого вида труда);
  • власть и ответственность (объемы прав и ответственности в рамках должностных инструкций должны совпадать);
  • дисциплина (уважение и обязательное соблюдение трудовых соглашений, а наиболее действенным средством воздействия является личный пример руководителя);
  • единоначалие (единство точки зрения руководства, единство действия, единство распорядительства);
  • единство руководства (у каждого подчиненного должен быть только один руководитель, дуализм распорядительства возможен, но при этом должен носить исключительный и временный характер);
  • подчинение частных интересов общим (приоритетность общих интересов обусловливается тем, что они символизируют общественно значимые интересы);
  • вознаграждение (справедливость методов стимулирования труда, ориентированных на максимально возможное удовлетворение сотрудников и руководителей);
  • порядок (логистика управленческих действий и процессов);
  • справедливость (обеспечение лояльности и преданности коллектива по средством уважительного и справедливого отношения руководителей к подчиненным);
  • скалярная цепь (четкость и целесообразность линий управленческих взаимоотношений, четкость разделения функциональных дефиниций);
  • корпоративный дух (в единстве – сила);
  • инициатива (провоцирование и одобрение проявления подчиненными личной инициативы);
  • централизация (обязательность делегирования полномочий, так как это предполагает наличие структуры управления, подготовку будущих руководителей, перспективность организации).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)