Принципы налогообложения

В период возникновения государственности и господства натурального хозяйства государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.

Принципы налогообложения привлекали внимание теоретиков и практиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов.

Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее они уже в XVII в. высказали свое мнение о главном принципе — принципе равномерности. А. И. Буковецкий отмечает, что в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение — самое равномерное и справедливое.

В одном из блестящих памфлетов XVIII в., написанном при участии Ф. Кенэ,
О. Мирабо дал основные положения налоговых воззрений физиократов. Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам:

  • должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
  • должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
  • не должно быть слишком обременительно.

Рекомендации по реализации принципа равномерности обложения отражали
состояние финансовой науки. Физиократическая школа ответила на вопрос:
с чего брать налоги, с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно облагать чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, уплачиваемым из единственного источника — чистого дохода граждан. Таким образом, заслуга физиократов состояла в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения.

Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. Он выделил четыре важнейших принципа, названных позднее «Декларацией прав плательщика».

Принцип справедливости: «Подданные государства должны по возможности
соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства».

Принцип определенности: «Налог, который обязывается уплачивать каждое
отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица».

Принцип удобности: «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии: «Каждый налог должен быть так задуман и разработан,
чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству», т. е. издержки на взимание налогов должны быть сведены к минимуму.

Эти правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А. Смита не были
новшеством. И француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания, прибавляя, что налоги не должны чрезмерно обременять подданных, не должны задерживать рост населения, торговли и промыслов, не должны наказывать за успехи в области промышленности. Заслуга А. Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в точной формулировке и их обосновании.

Русский экономист Н. Тургенев разделял и пропагандировал в России принципы А. Смита. Он ставил вопрос о сбалансированности фискальных интересов государства и рядовых налогоплательщиков: «Дело не только в том, чтобы правительство получало сколько возможно большие доходы, но и в том, чтобы доход сей был сколь возможно менее обременителен для народа».

С точки зрения исследования принципов обложения в истории финансовой
науки кроме А. Смита необходимо выделить А. Вагнера. Он предлагал девять основных правил, которые классифицировал в четыре группы (рис. 4).

Принципы, разработанные А. Смитом и А. Вагнером, сохранили свою актуальность и сегодня и положены в основу современных систем налогообложения. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества они претерпели определенные изменения.

Во всем цивилизованном мире при построении национальных налоговых
систем учитываются фундаментальные (экономические) принципы, сформулированные еще А. Смитом, и организационно-правовые принципы, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны и в конкретных исторических условиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)