Принципы деятельности СМИ

При анализе категории «функция» необходимо точно соблюдать принцип историчности. Функции подвижны и изменчивы в зависимости от условий исторического развития общества. Если ставится задача осмыслить функции СМИ определенных формаций, эпох, тогда необходимо учитывать разные требования различных составляющих политической структуры общества на данный период времени.

В соответствии с этим требованием тогда можно перейти от абстрактно-общей сущности функций к исторически конкретной. Таким путем вырабатываются теоретические средства, необходимые для научного использования функций журналистики в настоящем и будущем.

Общие правила и нормы информационной деятельности журналистики при выполнении ею своих функций есть принципы СМИ.

Понятие «принцип» (от лат. principium — основа, начало) употребляется в нескольких, близких между собой значениях. Принципами называют фундаментальные положения теории журналистики, с которыми согласуются остальные ее категории и понятия.

В идеологии, общественно-политической деятельности, а значит, и в сфере системы СМИ как социального института и инструмента политики принципы — это основные воззрения и убеждения, которые определяют отношение журналиста к действительности, понимание и оценку им явлений жизни, нормы поведения и деятельности. Таким образом, принципы представляют собой теоретико-методологический фундамент деятельности СМИ.

Теоретический — так как деятельность СМИ основывается на знаниях о той сфере, в которой она протекает. Журналистская деятельность предполагает владение законами, лежащими в основе СМИ как социального института, формы информационной деятельности, области творчества.

Методологический — так как знание законов должно активно использоваться сотрудниками СМИ, превратиться в правила и нормы их деятельности, творческие методы.

Метод (от лат. methodos — путь исследования) — это совокупность приемов, правил, норм журналистской деятельности (творческой, редакционной, организационной и др.).

Поэтому изучение принципов — важный аспект в теории и практике массовой информации.

Можно выделить две группы принципов: профессионально-творческие и социально-политические. Первая группа включает такие принципы, как правдивость и объективность, последовательность и непрерывность, всесторонность и разнообразность.

Ко второй можно отнести принципы социально-политической ориентации, демократизма, гласности, массовости (народности), патриотизма и гуманизма (интернационализма). Конечно, такое деление носит условный характер. На практике все принципы взаимосвязаны и взаимодействуют.

Относительно роли и содержания принципов в науке имеются весьма противоречивые суждения (особенно когда они выдвигаются представителями противоположных политических сил и течений). Главное заключается в том, что любой принцип включает как бы две составляющих — «ядром» его является представление о действующих в обществе объективных законах его развития, а «оболочкой» — знание способов и методов их использования на практике.

Принципы правдивости и объективности, последовательности и непрерывности, разносторонности и всесторонности напрямую связаны с социальной позицией конкретного СМИ и определяют его характер отношений с данной реальностью.

Полнота и точность передачи фактов, адекватное отражение всего многообразия жизни общества, соответствие выводов и предложений явлениям действительности, социальным процессам, освещение событий в развитии от их зарождения до логического завершения — именно это и предполагают названные принципы.

Практика СМИ показывает, что имеющие место отступления от принципов, замалчивание, дезинформация, а порой и откровенная ложь объясняются низкой методологической культурой «действующих лиц и исполнителей», а зачастую — ограниченностью, частными политическими целями и бесперспективностью социальной позиции тех или иных «хозяев» и владельцев того или иного СМИ. Такой подход, конечно же, деформирует журналистский процесс, дезориентирует аудиторию.

В связи с этим сегодня не случайно в качестве первоочередного вопроса перед учеными-журналистами встает проблема принципа партийности. Некоторые журналисты отрицают не только необходимость, но и само существование такого принципа. Думается, что в данном случае происходит смешение понятия партийности как такового с той партийностью, которая длительное время существовала в советских СМИ в условиях всевластия КПСС.

Интересно
Полагаем, что партийность СМИ — это не просто деятельность в соответствии с партийными установками той или иной политической структуры, а это прежде всего информационно-политическая деятельность от имени и в интересах тех, кого представляет то или иное СМИ. (Особенно если это экстремистские, фашистские, националистические, расистские и другие подобного рода организации и движения, деятельность которых должна пресекаться в соответствии с законом.)

Степень доверия к СМИ напрямую не связана с их популярностью. Такое доверие возникает тогда, когда они удовлетворяют информационные потребности и интересы различных социальных слоев и групп населения, служат их социально-политической ориентации. Собственно, здесь можно говорить о принципе народности, которому чужды демагогия и дешевый популизм.

Принцип народности обязывает СМИ выступать в роли института непосредственной демократии и подлинной гласности, быть трибуной внепарламентского участия масс в управлении делами государства, в меру возможного помогать своей аудитории быть активной социальной движущей силой развития общества.

Обращение к историческому опыту СМИ показывает, что этого нельзя добиться до тех пор, пока СМИ действительно не стали массовыми, доступными для людей. Но не только в том смысле, чтобы собрать вокруг себя как можно большую аудиторию, а и в том смысле, чтобы эта аудитория активно откликалась на выступления своего СМИ, чтобы работала обратная связь с редакцией.

Что касается принципов патриотизма и гуманизма, то необходимо отметить: именно они определяют отношение СМИ как «четвертой власти» к явлениям жизни сквозь призму гражданского самосознания и общечеловеческих ценностей. Более того, можно утверждать, что эти принципы — своеобразное интегральное начало принципов деятельности СМИ в целом: любые политические действия имеют свое «человеческое измерение» и потому подлежат отражению в СМИ в отношении их соответствия нуждам и запросам человека, притом не только в данный период времени, но и в исторической перспективе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)