Приемы, основанные на аналогии

Группа синектики использует аналогии как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему раз-личных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс к началу творческого процесса возможен в ситуации выбора.

Следовательно, прав Геродот, который говорил, что для того чтобы найти правильное решение, нужно знать какие есть еще. Чтобы идея появилась, нужен инсайт (англ. insight – озарение, понимание, внезапная догадка) или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика.

Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии:

конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналоги по форме и по структуре, по функциям, по процессам и т.д.

В ситуациях построения аналога хорошие эвристические результаты дает прием гиперболизации, значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его отдельных уз-лов, параметров, частей.

В синектическом штурме, как правило, используются аналогии четырех типов. Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы («А как решаются задачи (проблемы), похожие на данную?». Например, полет птицы – самолет, про-движение червяка – туннель и пр.). Субъектные (личные) аналогии. Метод личной аналогии построен на эмпатии (англ. empathy – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого).

Эмпатия – это отождествление личности одного человека с личностью другого, когда, пытаясь вчувствоваться в другого, мысленно ставят себя в его положение. Личная аналогия в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, продуктом, процессом, некоторой системой.

Объекту приписываются чувства, эмоции самого человека, который идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы объекта со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, которому приписывается по-ведение, возможно, в фантастическом варианте.

Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата (скажем, что он сам почувствовал бы, если бы выполнял функцию лопасти винта вертолета: «попробуем войти в образ данного «объекта» и порассуждать как бы с «его» точки зрения»).

Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. В частности, ставится задача: «Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе», например: «дерево целей». Пример.

Для применения символической аналогии можно найти название книги (из двух слов), в парадоксальной форме характеризующее суть задачи или объекта. Например, при решении од-ной задачи, связанной с мрамором, для слова «мрамор» было найдено словосочетание «радужное пространство».

У. Гордон, автор технологии, спросил человека, предложившего это словосочетание, почему он так охарактеризовал мрамор. Ответ был такой: «Отшлифованный мрамор (не белый) многоцветен. Он весь в узорах, очень ярких, напоминающих радугу. Но все эти узоры постоянны». Другие примеры символической аналогии: пламя (видимая 24- 363
теплота), ядро атома (энергетическая незначительность), раствор (взве-шенная неразбериха), храповый механизм (надежная прерывистость).

Фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины «скорой помощи».

При использовании фантастической аналогии можно призвать к себе в помощь любого исторического или политического деятеля, сказочного персонажа или литературного героя. Эти четыре вида аналогий стимулируют цепную реакцию ассоциаций, способных привести к оригинальному творческому решению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)