Предупреждение региональной рецидивной преступности

Предупреждение преступности, по мнению С.М. Иншакова, – это деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений.

Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части.

Применительно к преступности в целом, преступности как социальному явлению употребление термина «предупреждение» следует признать не вполне точным, ведь предупредить можно только то, что еще не возникло.

А.И. Долгова считает, что предупреждение преступности – это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений… Главное в нем – акцент на причинность и детерминацию преступности, на удержание людей от преступлений. Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение».

Принятый пять лет назад Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» берет за основу термин «профилактика правонарушений», трактуя его как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 20.01.2016) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») дает понятие предупреждения преступлений органами внутренних дел.

Интересно
Предупреждение преступлений органами внутренних дел – это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Однако конкретно по профилактике преступного рецидива нет специально выделенных мер ни в данном Федеральном законе, ни в приказе МВД России № 19 от 17.01.2006. Нет на текущий момент и документа на уровне закона Алтайского края.

Вместе с тем в настоящее время в Алтайском крае уже есть положительные примеры в виде ряда нормативных документов, которые направлены как на снижение уровня преступности в целом на территории края, так и отдельных ее проявлений.

К ним могут быть отнесены такие документы, как постановление Администрации Алтайского края от 19.12.2014 № 573 (ред. от 07.04.2017) «Об утверждении государственной программы Алтайского края “Обеспечение прав граждан и их безопасности” на 2015-2020 годы», предусматривающее меры по организации социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы; распоряжение Администрации Алтайского края от 07.11.2012 № 464-р «О мерах по обеспечению правопорядка в Алтайском крае», предусматривающее активизацию на административных участках работы участковых уполномоченных полиции, направленной на профилактику правонарушений, разработку комплекса мер, направленных на профилактику уличной преступности, незаконного распространения алкоголя и наркотических средств, профилактические проверки по месту жительства осужденных к наказанию без изоляции от общества и другие профилактические мероприятия.

При имеющихся статистических показателях преступного рецидива настало время, когда нужно говорить о необходимости принятия самостоятельного закона Алтайского края, который бы обеспечил комплексную, системную профилактическую работу по снижению рецидивной преступности в крае.

Вместе с тем недопущение рецидива следует начинать еще на этапе исполнения приговора за первое преступление в силу того, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие

Данные средства применяются к осужденным с самого первого дня исполнения приговора, однако особое внимание необходимо уделить индивидуальной работе с осужденными по подготовке их к освобождению не менее чем за полгода до окончания срока.

А.Т. Потемкина считает, что подготовку к освобождению правомерно рассматривать в широком и узком смысле: в широком смысле – это комплекс мероприятий, проводимых с осужденными с первых дней пребывания в колонии, направленных на их исправление; в узком – это работа с конкретным осужденным в период, непосредственно предшествующий освобождению, и направленная на оказание помощи по нормализации или восстановлению полезных социальных связей, предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства, психологическая подготовка к условиям жизни на свободе.

По мнению В.Е. Южанина, для объективной оценки степени исправления освобождаемых и среды их предстоящей адаптации к жизни в обществе, построения конкретной профилактической работы с ними за 6 месяцев до освобождения нужно проанализировать причины и условия совершения преступлений, за которые они отбывали наказание. Эта информация может быть получена, в частности, от осужденных, вставших на путь исправления, от родственников, из ответов правоохранительных органов на запросы.

Особое значение на завершающем этапе отбывания наказания приобретает нравственно-психологическая подготовка осужденных к освобождению, предполагающая установление правильных взаимоотношений с родными, сослуживцами, друзьями, формирование критической оценки своего поведения.

И основной вопрос, который решается на стадии подготовки осужденных к освобождению с целью создания условий социальной адаптации, – оказание им содействия в трудовом и бытовом устройстве.

Данные вопросы нашли отражение в УИК РФ, а также в распоряжении Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно исполнительной системы РФ на период до 2030 г.», которая предусматривает для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, различные дополнительные возможности, среди которых: прохождение специальных тренингов; перевод в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

Крайне важно также создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации, включающих социально-психологическую и наркологическую службы

Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся с оптимальным социальным контролем за их поведением, – вот два основных условия их успешной социальной адаптации.

С точки зрения М.В. Королевой, возможны два подхода к организации борьбы с рецидивной преступностью:

  • включение в общую программу борьбы с преступностью раздела, посвященного борьбе с рецидивной преступностью;
  • разработка специального плана, программы с конкретной целью воздействия на рецидивную преступность.

Достоинствами первого подхода являются: во-первых, комплексное отношение к проблеме рецидивной преступности, тесно связанной с другими криминологическими проблемами; во-вторых, более широкие возможности координации и взаимодействия различных субъектов профилактики, в т.ч. не занятых непосредственно решением проблемы рецидивной преступности.

Преимущество второго подхода заключается в возможностях максимальной конкретизации и детализации разрабатываемых мер, отсутствующих, как правило, в общих программах из-за опасения их безмерного разрастания.

Целесообразным представляется сочетание этих двух подходов, предусматривающих:

  • разработку новых форм и методов индивидуальной профилактики;
  • меры по улучшению взаимодействия уголовно-исполнительных учреждений с региональными органами внутренних дел;
  • усиление социального контроля за ранее судимыми лицами, а также отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы;
  • повышение эффективности административного надзора;
  • оказание социальной помощи лицам, нуждающимся в ней после отбытия наказания;
  • меры по совершенствованию информационного обеспечения борьбы с рецидивной преступностью;
  • усиление внимания к выявлению и анализу причин и условий, способствующих рецидивной преступности, в т.ч. данных, характеризующих личность осужденного;
  • правовые и медицинские меры по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией среди осужденных и лиц, отбывших наказание.

В этой связи в территориальных органах внутренних дел края организована профилактическая работа с ранее судимыми лицами. Сотрудники полиции участвуют в осуществлении контроля за поведением лиц, осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

Отдельное место в профилактике повторной преступности занимает работа с поднадзорными лицами.

В декабре 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает усиление уголовной ответственности лиц, находящихся под административным надзором (ч. 2 ст. 314.1 УК РФ). Данная норма направлена на повышение эффективности административного надзора и, как следствие, на сокращение рецидивной преступности.

В 2020 г. в крае под административным надзором состояло 1829 (+1,4%) лиц (в 2019 г. – 1804), что составляет 56,6% в общем массиве лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В анализируемом периоде 146 лицам, состоящим под административным надзором, доказана причастность к совершению преступлений, предусмотренных: ст. 105 УК РФ – 5; ст. 111 УК РФ – 12; ст. 139 УК РФ – 4; ст. 158 УК РФ – 85; ст. 159 УК РФ – 6; ст. 160 УК РФ – 2; ст. 161 УК РФ – 12; ст. 162 УК РФ – 4; ст. 166 УК РФ – 4; ст. 167 УК РФ – 4; ст. 264 УК РФ – 3; ст. 109, 131, 132, 134, 327 УК РФ – по одному преступлению. Неэффективно организована работа в УМВД по г. Барнаулу – 39 поднадзорных лиц совершили преступления; по МУ МВД России «Бийское» – 20 лиц.

Сотрудниками полиции инициативно выявлено 358 поднадзорных лиц, совершивших преступления, отрицательно не повлиявших на оценку деятельности ТОВД края (в 2019 г. – 370). В анализируемом периоде ТОВД края в суды направлено 851 (+1,5%) административное исковое заявление о продлении срока административного надзора и установлении дополнительных ограничений (в 2019 г. – 838).

Сотрудниками ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю в отношении лиц, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, направлено в суды 130 представлений, в т.ч. о возложении дополнительных обязанностей – 46, на продление испытательного срока – 52, на замену наказания лишением свободы – 32.

Интересно
В целях повышения эффективности профилактической деятельности служб и подразделений территориальных органов внутренних дел по предупреждению повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц на территории края периодически проводится оперативно-профилактическая операция «Рецидив» с привлечением сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, внештатных сотрудников полиции, членов добровольных народных дружин.

В период проведения одной из последних операций было осуществлено 11 184 проверки лиц, представляющих профилактический интерес, в т.ч. 5396 – осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. При отработке жилого сектора было выявлено 496 административных правонарушений со стороны профилактируемых лиц, в т.ч.: 100 – за нарушение антиалкогольного законодательства, 12 – за совершение мелкого хулиганства, 301 – за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, 83 – за иные административные правонарушения.

В целях предупреждения и пресечения нарушений общественного порядка со стороны лиц, осужденных без изоляции от общества, участковыми уполномоченными полиции направлено в уголовно-исполнительные инспекции 135 ходатайств в отношении данных лиц о возложении дополнительных обязанностей и ограничений либо о замене условной меры наказания на лишение свободы.

Кроме того, сотрудниками полиции направлено в уголовно-исполнительные инспекции 76 сообщений о фактах неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений. Информация по итогам проведения оперативно-профилактической операции «Рецидив» была направлена в УФСИН России по Алтайскому краю.

При проведении профилактических мероприятий особое внимание уделяется проверке поведения в быту лиц, относящихся к «группе риска» (страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, склонных к агрессии, неоднократно судимых). Всего в первом квартале 2017 г. сотрудниками полиции привлечено к административной ответственности 2735 осужденных (несовершеннолетних – 17); направлено 170 ходатайств на продление испытательного срока с вменением дополнительных обязанностей; 219 ходатайств на отмену (замену) условной меры наказания на реальное лишение свободы.

По представлениям сотрудников филиалов УИИ судами произведено 380 замен (отмен) условного осуждения на реальное лишение свободы, 775 подучетным продлен испытательный срок, на 692 возложены дополнительные обязанности

Таким образом, одним из важнейших направлений современной уголовной политики является сокращение рецидива преступлений за счет совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, а также повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи.

Совершенно очевидно, что при существующем уровне преступного рецидива решение проблемы должно быть достаточно продолжительным и комплексным, а также целенаправленным и строго упорядоченным, т.е. на основе долгосрочных целевых программ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)