Предупреждение миграционной преступности в регионе

Поскольку Россия относится к группе стран так называемых «миграционных доноров», государство должно реализовывать меры по профилактике, прежде всего, незаконной миграции, а также ее криминальных проявлений.

В связи с этим должна реализовываться общесоциальная и специально-криминологическая профилактика, в т.ч. меры:

  • экономического и социального характера, позволяющие устранить основные детерминанты незаконной миграции и связанной с этим явлением преступности;
  • пограничного и внутригосударственного миграционного контроля;
  • законодательного и информационного и аналитического характера;
  • культурно-воспитательного и идеологического свойства;
  • общественного контроля.

Соответственно, вопрос воздействия миграции на развитие государства и общества очень актуален не только для современной России в целом, но для ее регионов.

Проблема заключается в том, что социально-экономические характеристики подавляющего большинства регионов не дают возможности обеспечить прием, размещение, получение жилья, работы столь значительным потокам мигрантов.

Используя трудовых мигрантов, недобросовестные предприятия и предприниматели напрямую заинтересованы в такой миграции и приеме нелегальных мигрантов на работу, т.к. им не приходится платить за каждого используемого мигранта.

В целях профилактики незаконной миграции и расширения данной среды следует выработать механизмы легализации мигрантов и сделать так, чтобы нелегальный в настоящее время трудовой мигрант мог независимо от работодателя получить право на проживание и трудовую деятельность.

Спектр предупредительных мер очень широк. Необходимо понимать, что для их реализации потребуются, прежде всего, значительные бюджетные расходы, что в современных условиях видится достаточно проблематичным. Поэтому рассмотрим, на наш взгляд, наиболее реалистичные и эффективные мероприятия.

Во-первых, Российская Федерация как член Совета Европы и как демократическое социальное государство обязано соблюдать международные гуманитарные стандарты в сфере миграции, соблюдения и защиты прав человека. Наше государство интегрировано в ряд международных политических и экономических проектов. Одним из самых значимых является ЕврАзЭС. Это требует гармонизации федерального и регионального законодательства.

Вместе с тем необходимо продолжение самостоятельной уголовной и миграционной политики в качестве общепредупредительной меры иностранной и миграционной преступности на территории России и ее регионов.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением некоторых экспертов о том, что долгосрочная региональная экономическая интеграция не должна мешать стране осуществлять независимую миграционную политику в целях предупреждения такого рода преступности, что мы и наблюдаем сегодня на территории ЕС, имеющего негативный опыт смягчения миграционной и уголовной политики в отношении мигрантов и иностранцев.

Во-вторых, необходимо внести существенные коррективы в федеральное законодательство с целью упорядочивания и регулирования миграционных процессов, вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, разумного распределения прибывающих мигрантов по территории России с учетом государственных интересов, востребованности различных регионов в дополнительной рабочей силе, с учетом соблюдения приоритетного права россиян на занятие вакантных рабочих мест.

Интересно
В-третьих, неурегулированность правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства не дает возможности принимать эффективные меры по предотвращению незаконной миграции. Этому дополнительно способствует и отсутствие налаженной пограничной инфраструктуры, пограничного контроля, процедур пересечения границы и т.д.

В-четвертых, следует согласиться с предложениями специалистов о разработке и принятии федерального закона о репатриации с некоторыми преференциями для мигрантов-репатриантов.

В-пятых, также заслуживает общественного обсуждения предложение о разработке проекта федерального закона «Об иммиграции в Российской Федерации», сфера действия которого будет способствовать упорядочению государственной политики в отношении незаконной миграции.

В-шестых, профилактический эффект будут иметь и другие законодательные решения. Так, предлагается рассмотреть возможность установления в УК РФ повышенной ответственности должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, организаций, в т.ч. коммерческих), которые используют незаконных мигрантов в качестве рабочей силы.

В-седьмых, представляется, что проблема предупреждения преступлений, совершаемых мигрантами, может и должна решаться на «дальних подступах» к уголовно-правовым отношениям, т.е. в сфере действия норм административного права.

Следует поддержать мнение тех юристов, которые предлагают размер административных штрафов увязать с размерами реальных доходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от использования труда незаконных мигрантов.

В-восьмых, интересна мысль организации бирж труда для мигрантов. В российских регионах, принимающих мигрантов, возможно создание специализированных отделов или должностей в уже существующих учреждениях, которые бы работали с мигрантами.

В-девятых, работа правоохранительных органов в части противодействия легализации иностранных граждан и мигрантов должна включать в себя мероприятия по улучшению качества технического оснащения подразделений, занимающихся постановкой на учет и контролем иностранных граждан на территории края в целях противодействия и выявления поддельных документов данных лиц.

Еще одним элементом предупредительной деятельности, актуальным для приграничных регионов, каковым является и Алтайский край, выступает тесное взаимодействие с пограничными органами ФСБ и Алтайской таможни в проведении мероприятий по защите государственной границы и по контролю за соблюдением пограничного режима и предупреждению преступлений, совершаемых в приграничных зонах.

Основной формой взаимодействия, направленной на улучшение криминогенной обстановки в приграничных регионах, выступают проводимые межведомственные оперативно-профилактические мероприятия

На уровне подразделений участковых уполномоченных полиции и оперативных уполномоченных уголовного розыска необходимо выявлять и документировать деятельность организаций, которые предоставляют незаконные услуги по регистрации фиктивных предприятий и организаций, не имеющих целью осуществление коммерческой деятельности, но создающихся для заключения фиктивных трудовых договоров или контрактов с иностранными гражданами в целях осуществления трудовой деятельности согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Как указывают некоторые криминологи, необходимо использовать ресурс гражданской инициативы. В процессе профилактики миграционной и иностранной преступности и сопутствующих ей негативных явлений следует активнее привлекать институты гражданского общества, поощрять их содействие.

Формы такого сотрудничества могут быть самыми различными: от идеологической и информационной поддержки правоохранительных органов до совместного участия в специальных профилактических мероприятиях.

Интересно
Наконец, видится логичным предупреждать иностранную и миграционную преступность не на российской территории, а на территории иностранного государства до момента пересечения государственной границы мигрантами и иностранцами.

Для реализации такой превентивной меры необходимо организовать правовое информирование иностранных граждан и мигрантов в российских консульских учреждениях за рубежом, в особенности в странах СНГ, а также через представительства Россотрудничества.

Эта мера может преследовать две цели одновременно: распространение российских ценностей и правосознания в иностранных государствах и подготовка будущих мигрантов к реалиям жизни и правомерному поведению на территории Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)