Предупреждение региональной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств

Длительный опыт борьбы многих стран с незаконным оборотом наркотиков позволил выделить два основных направления борьбы с этим опасным и разрушительным явлением, связанным с сокращением незаконного спроса на наркотики и предложения наркотиков.

Известный российский криминолог И.М. Мацкевич в профилактику незаконного оборота наркотиков включает противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику незаконного потребления наркотиков.

По сути схожие положения нашли свое отражение в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., объявленной известным Указом Президента РФ с конкретизацией целей, задач и направлений деятельности всех правоохранительных органов и общественных формирований в борьбе с этим беспощадным злом.

В ранее действовавших федеральных программах противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (2005-2009 гг. и др.) в качестве главной цели объявлялось сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков в России в ближайшей перспективе, что, конечно же, осталось невыполненным. По-другому и не могло быть, т.к. общий прогноз по состоянию наркоситуации в Российской Федерации был неблагоприятным.

Реально и ответственно сегодня можно говорить лишь о сдерживании либо ограничении масштабов незаконного оборота наркотиков.

В качестве задач в Стратегии-2020 выделены мероприятия:

  • по разработке государственной системы мониторинга наркоситуации в РФ;
  • созданию и реализации общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории РФ;
  • выработке мер противодействия наркотрафику на территории РФ, адекватных существующей наркоугрозе;
  • обеспечению надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
  • созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
  • оптимизации системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
  • совершенствованию организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Решение указанных выше задач предполагает ограничение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны и регионов, сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над незаконным оборотом наркотиков.

В аналитических материалах оперативно-служебной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков за 2014 г. отмечается, что важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов по линии снижения предложения наркотиков является пресечение деятельности организованной наркопреступности, которая является основным поставщиком наркотиков в Российскую Федерацию, каркасом всей наркопреступности, а во многом преступности в целом.

Ежегодно данной Службой ликвидируется более 80% всей организованной инфраструктуры наркосбыта, перехватывается 90% оптовых поставок наркотиков.

Наркоденьги идут на закупку оружия, разжигание национальных конфликтов, финансирование угодных политических лидеров и их окружения, на них содержатся игорные заведения, ночные бары, клубы, видеозалы. Вступая в сговор с работниками банковских и финансово-кредитных учреждений, менеджерами, страховыми агентами, брокерами, наркодельцы вкладывают денежные средства в движимое и недвижимое имущество.

Таким образом происходит «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков.

Интересно
Стремительные темпы роста незаконного оборота наркотиков, огромные доходы, получаемые от торговли наркотиками, их перевод в безналичный оборот могут значительно обострить социально-экономическую обстановку в стране, нанести непоправимый вред ее финансово-кредитной системе.

В данном случае речь идет о предупреждении преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом, в первую очередь о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере.

Здесь нередко действуют хорошо законспирированные, обладающие значительными средствами криминальные сообщества с четко определенной внутренней структурой, распределением сфер влияния и функций, с широко разветвленными региональными, межрегиональными, а иногда и международными связями, использующие для доставки и сбыта наркотиков тайники и пароли, обеспечивающие их охрану и противодействие правоохранительным органам, физическое устранение конкурентов и отступников и т.д.

Поэтому предупреждение наркобизнеса, организованных форм преступности является наиболее сложной проблемой.

Пресечение преступлений этой направленности – наиболее проверенное средство противодействия наркопреступности

Важное значение здесь имеет взаимодействие и другие формы сотрудничества, прежде всего международного, правоохранительных органов разных государств в ликвидации каналов поступления наркотиков, в усилении пограничного, таможенного и межрегионального контроля, в нашем случае с казахстанским приграничьем.

Подобное международное сотрудничество особенно значимо, поскольку Россия, к сожалению, уже приобрела репутацию государства с благоприятными условиями для наркоэкспансии и постепенно превращается в новый мировой центр наркобизнеса. Через российские границы пролегли каналы контрабандного поступления наркотиков из Азии в западные страны, которые постепенно «прибирает к рукам» международная наркомафия.

Российские преступные группировки помогают зарубежным партнерам «отмывать» наркодоллары и через новую банковскую сеть вкладывать их в крупные коммерческие инвестиции, легализуя таким образом преступно нажитые средства.

Для наиболее эффективного взаимодействия правоохранительных органов необходимо определить основные направления совместной деятельности таможенных органов, органов внутренних дел и органов пограничной службы, ФСБ России по предупреждению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, которыми являются:

  • анализ, обобщение, систематизация информации о причинах преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • выявление факторов, способствующих возникновению и развитию данной криминальной деятельности;
  • подготовка и направление в адрес высших органов власти, а также субъектов Федерации информации о выявленных причинах, обусловливающих контрабанду, тенденции ее развития;
  • а также предложения о наиболее эффективных путях борьбы с контрабандой.

В специальной литературе выделяют «вертикальный» и «горизонтальный» уровни профилактической деятельности всех субъектов, противодействующих незаконному обороту наркотиков.

В свою очередь, в вертикальную структуру входят федеральный и региональный уровни, каждый из которых предполагает комплекс специальных мероприятий.

Так, например, федеральный уровень включает в себя мероприятия:

  • по координации всей профилактической деятельности;
  • выявлению региональных ресурсов;
  • научно-методическому и нормативно-правовому обеспечению;
  • определению минимального стандарта профилактических и реабилитационных мероприятий;
  • экспертизам и контролю за ходом реализации профилактических программ.

Региональный уровень должен предусматривать:

  • привлечение местных ресурсов;
  • разработку стратегии реализации региональных профилактических программ с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность;
  • практическую реализацию профилактических программ;
  • учет специфики региональных условий (социально-экономических, этнокультурных, демографических, климато-географических и др.);
  • учет предшествующего позитивного и негативного опыта профилактической работы;
  • экспертизу и контроль за ходом реализации региональных программ.

Все перечисленные мероприятия должны сопровождаться построением в регионе активной социальной среды: созданием нормальных жилищных условий, полноценного питания, доступностью медицинской помощи, социально-психологической помощи, что в конечном итоге позволит обеспечить формирование позитивных установок на здоровый образ жизни.

В концепции Министерства образования России от 28.02.2000 № 619, посвященной профилактике злоупотребления наркотическими средствами в образовательной среде, определены три горизонтальных уровня профилактических мероприятий со своими конкретными объектами и субъектами действия: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Целью первичной профилактики является изменение ценностного отношения молодежи к наркотикам, формирование у нее антинаркотических установок, ответственности за свое поведение и здоровье и т.п.

Вторичная профилактика заключается в переориентации человека на здоровый образ жизни и в отказе от дальнейшего (повторного) употребления наркотиков.

Наконец, третичная профилактика должна включать в себя мероприятия по преодолению болезненной зависимости человека от наркотиков, его реабилитацию, предотвращение срывов в рецидив наркомании.

К экономическим мерам противодействия незаконному обороту наркотиков следует отнести:

  • установление государственной монополии на оборот наркотиков;
  • создание и поощрение экономически выгодных альтернатив незаконному культивированию наркотикосодержащих растений;
  • ограничение числа и непрозрачности офшорных зон, традиционно используемых для отмывания доходов от наркобизнеса.

Организационные меры в деятельности по предупреждению незаконного оборота наркотиков должны быть направлены на оценку масштабов потребления в России и регионах наркотиков без назначения врача, уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности, материальных потерь от распространения наркомании на лечение и реабилитацию больных наркоманией, содержание обслуживающего персонала, процессуальную деятельность правоохранительных органов.

Специальными полицейскими мерами являются:

  • комплексная международная оперативно-профилактическая операция «Канал», направленная на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков;
  • межведомственная (российская) оперативно-профилактическая операция «Мак», цель которой – выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий; уничтожение незаконных посевов мака и дикорастущей конопли;
  • операции «Синтез», «Сплоченность», «Призма», направленные на борьбу с синтетическими наркотиками и мониторинг международных поставок в регионы.

Среди организованных этнических групп сбытчиков наркотиков на территории Алтайского края действует многочисленная группа лиц цыганской народности.

Большинство преступлений, совершаемых цыганами, имеют специфические особенности, зачастую являются очень дерзкими, вызывают большой общественный резонанс и представляют повышенную сложность для выявления и раскрытия.

Уровень организованности цыганских структур продолжает повышаться, отмечается тенденция «профессионализации» и «специализации», что позволяет им расширять структурные связи и географию криминальной деятельности, совершенствовать методы конспирации.

В организованных преступных группах, состоящих из лиц цыганской народности, прослеживается четкое распределение «ролей», участники выполняют одну из операций незаконного оборота наркотиков:

  • перевозят либо поставляют наркотики;
  • хранят наркотики в тайниках;
  • получают деньги при сбыте;
  • передают наркотики либо указывают их местонахождение.

При этом лидеры преступных структур, осуществляющие, главным образом, контроль за происходящими процессами, в случаях задержания участников ОПГ за сбыт или поставки наркотиков остаются в тени.

Для контроля над процессами, протекающими в устойчивых формированиях сбытчиков наркотиков из числа лиц цыганской народности, необходимо проводить работу в их среде с представителями этой этнической группы по получению необходимой информации, используя для этого межклановые разногласия и неприязненные отношения, а также привлекать к конфиденциальному сотрудничеству лиц, ранее судимых, поддерживающих с указанной категорией лиц доверительные отношения.

В современных условиях с учетом невозможности увеличения штатной численности подразделений, занимающихся противодействием распространению наркотиков, возникает необходимость повышения эффективности использования имеющихся сил и средств за счет организационно-штатных и кадровых мер, в т.ч. специализации, оптимизации структуры, дополнительного обучения кадров. Ведущая роль в этом направлении отводится сотрудникам органов внутренних дел.

В организации работы по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотиков необходимо максимально использовать возможности участковых уполномоченных полиции, их доверенных лиц, внештатных сотрудников, деятельность которых целесообразно направлять на проверку квартир, помещений и других мест вероятного появления лиц, представляющих оперативных интерес, выявление притонов, установление граждан, которые нелегально изготовляют, приобретают, хранят, сбывают наркотики, склоняют других к их немедицинскому потреблению, а также занимаются незаконными посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений.

Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств во взаимодействии с сотрудниками ППС и ГИБДД в зонах их постов и маршрутов выявляют и задерживают лиц, совершающих незаконные действия с наркотическими средствами; выявляют и пресекают факты незаконной транспортировки наркотиков; перекрывают каналы и источники поступления наркотических средств в незаконный оборот; задерживают перевозчиков, сбытчиков и т.п.

В работе по предупреждению краж и хищений наркотических средств возникает необходимость тесного сотрудничества с подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии. Они проверяют объекты сосредоточения наркотиков, выявляют нарушения правил хранения указанных средств, принимают меры к их устранению, пресекают хищения наркотических средств и психотропных веществ. Сотрудники указанных подразделений незамедлительно передают подобную информацию в службу по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

При поступлении заявлений и сообщений о совершении преступных действий, связанных с наркотическими средствами, дежурные части способствуют эффективному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по горячим следам.

При доставлении в дежурную часть лиц за совершение различных правонарушений, сотрудники этих подразделений проверяют их по профилактическим учетам. Если доставленный стоит на учете, информация об этом должна поступать в специализированное подразделение.

Особо следует выделить важность и необходимость тесного взаимодействия сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств со следователями и экспертами-криминалистами.

Их согласованные действия должны быть направлены на использование данных, полученных оперативно-розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.

Интересно
Профилактические мероприятия должны продолжаться до полной уверенности в том, что лица, подготавливающие преступления, окончательно отказались от их совершения, что должно быть подтверждено совокупностью достоверно установленных данных. Если профилактируемые лица не отказываются от своих преступных намерений и продолжают подготовку к их реализации, а в содеянном содержится состав преступления, то в установленном законом порядке решается вопрос о привлечении таких лиц к уголовной ответственности.

Таким образом, органы внутренних дел продолжают оставаться главным субъектом антинаркотической работы правоохранительной системы, располагающей подразделениями, непосредственно работающими с населением на всех уровнях административно-территориального деления Российской Федерации. При этом задачу по предупреждению наркопреступлений призваны выполнять не только все службы и подразделения МВД, но и все другие субъекты правоохранительной системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)