Организация обеспечения криминологической безопасности в регионе

Криминологическая безопасность есть понятие не абсолютное, а относительное, поскольку невозможно полностью исключить из жизни человека возникновение криминальных угроз и их реализацию в преступном поведении, т.к. подобное в принципе недостижимо.

В то же время совершенно уместно говорить о масштабах такой опасности, условиях ее минимизации, создании таких возможностей, при которых состояние и динамика преступности будут меняться в желательном направлении.

Согласовывается с изложенным и понятие криминологической безопасности, предложенное профессором В.А. Плешаковым, – как объективное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами, а также осознание людьми такой своей защищенности.

О необходимости обеспечения безопасности личности, общества, государства от криминальных посягательств идет речь в Концепции общественной безопасности, предусматривающей меры по сокращению и удержанию преступности на социально приемлемом уровне.

Однако обеспечение безопасности общества, государства и личности от преступных посягательств не сводится только к воздействию на преступность и преступников, оно гораздо шире. Эта деятельность, особенно на региональном уровне, должна также включать в себя защиту объектов от преступных посягательств, работу с потерпевшими, в т.ч. и потенциальными, создание различного рода преград на пути преступного посягательства, минимизацию социальных последствий преступных посягательств и другие подобные направления.

При таком подходе криминологическая безопасность становится одним из важнейших видов общественной безопасности, входит в структуру ее системы и играет важнейшую роль как при обеспечении региональной безопасности от природных и техногенных угроз, так и при обеспечении безопасности от социальных источников угроз, имеющих криминальную природу.

Следовательно, целью обеспечения криминологической безопасности является создание и поддержание социально приемлемого уровня криминологической безопасности в регионе.

Любые цели, в т.ч. обеспечение криминологической безопасности, достигаются в результате успешного решения комплекса задач, включающих в себя:

  • создание надежного уровня криминологической защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;
  • снижение уязвимости объектов криминологической безопасности от преступных посягательств и общественно опасных угроз;
  • организацию эффективного функционирования государственной системы обеспечения криминологической безопасности в стране и в регионах;
  • активизацию предупреждения (профилактики, предотвращения, пресечения) преступных проявлений.

Реализация вышеуказанных целей и задач возможна только при создании стройной системы обеспечения криминологической безопасности, которая включает в себя совокупность субъектов обеспечения криминологической безопасности, мер политического, правового, организационного, экономического, научного и иного характера, направленных на поддержание социально приемлемой криминологической безопасности, финансовое, ресурсное и иное обеспечение реализации этих мер.

Важным направлением деятельности ОВД в данной сфере является анализ угроз и организационных рисков, препятствующих их нормальному развитию и функционированию.

Среди видов преступных посягательств, от которых опасается пострадать большинство граждан, социологи называют следующие угрозы:

  • пьяные водители (69%), наркоманы (57%), хулиганы (56%), воры (56%);
  • вооруженные бандиты и грабители (53%), рецидивисты-уголовники (54%).

Из этого можно сформулировать понятие угрозы криминологической безопасности применительно к задачам нашего исследования – это преступность во всех ее проявлениях, совокупность криминогенных факторов, создающих реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности.

В зависимости от степени распространенности угроз выделяют следующие ее виды – общенациональные, региональные и индивидуальные.

Общенациональная угроза криминологической безопасности создает серьезные помехи в реализации интересов общества, государства, затрудняет проведение позитивных процессов, проникает и дестабилизирует ситуацию во многих основных сферах жизнедеятельности общества, создавая серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Региональная угроза криминологической безопасности представляет собой распространение описанных выше последствий преступности на определенной территории – в районе, городе, области, крае.

Сегодня уже ведутся разработки единых стандартов, по которым будут оценивать безопасность городов России. Первый федеральный рейтинг безопасности городов создадут в России благодаря разрабатываемой «Ростелекомом» системе «Безопасный город» в Сибири. В рамках рейтинга ситуацию в городах планируется оценить с точки зрения таких рисков, как землетрясения, аварии на тепло- и энергосетях. Также планируется разработать новый подход к прогнозированию в области общественной безопасности и правопорядка.

Ожидается, что «Безопасный город» станет единым информационным пространством, в которое будет собираться информация с различных подсистем

«Сейчас систему „Безопасный город“ регионы реализуют по-разному. У каждого субъекта собственное понимание категорий и требований безопасности, поэтому информация о произошедшем на их территории может выпадать из поля зрения. С внедрением единых стандартов вся информация в режиме реального времени будет стекаться в одно информационное пространство», – заявил источник в силовых структурах.

Согласно планам, «Безопасный город» позволит обеспечить контроль и предупреждение 119 различных угроз, объединенных в четыре группы: природные, техногенные, биолого социальные и угрозы общественной безопасности и правопорядку.

Интересно
Индивидуальная угроза криминологической безопасности, непосредственно касающаяся практически каждого человека, характеризуется снижением уровня жизни многих слоев населения, незащищенностью их перед преступными посягательствами, правовой, организационной и материальной неурегулированностью обеспечения криминологической безопасности граждан.

Все это порождает неверие в возможность правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств, снижает авторитет и доверие к органам власти и управления, отчуждает человека от государства, которое в их лице может потерять надежную опору и поддержку.

Процесс реализации угрозы в самом общем виде проходит два этапа: вначале происходит процесс формирования угрозы, способной нанести вред, затем сам процесс непосредственной реализации угрозы, т.е. нанесения вреда.

При этом источники угрозы криминологической безопасности можно разделить на следующие два вида:

  • одни формируют угрозы – это причины и условия, способствующие совершению преступлений;
  • из других исходит непосредственная угроза – это преступность, воспроизводящая саму себя, постоянная криминальная угроза для любого объекта, исходящая от преступности.

В случае расширения сферы воздействия криминальных угроз приоритетной становится проблема обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

Наряду с этим снижению угроз могут способствовать совершенствование организационных структур и функций ОВД, оптимизация управления социальными коммуникациями в обществе, создание моделей продуктивного взаимодействия с гражданами, гармонизация морально-психологического климата в подразделениях. И хотя достижение абсолютного состояния криминологической безопасности невозможно, поскольку нельзя уничтожить преступность в принципе, однако социально приемлемый уровень такого состояния поддерживать можно и необходимо.

В практической деятельности важно своевременно выявлять и устранять угрозы преступных посягательств, порождаемых криминогенными факторами. Следовательно, предвидеть опасность, адекватно воспринимать ее, вовремя отреагировать на угрозу – это в конечном итоге является залогом успешной борьбы за существование.

Следует заметить, что на безопасность как элемент предмета прогнозирования обратили внимание еще в начале 90-х гг. прошлого века. Так называемые «реформы» подорвали устои государственности и ослабили общенациональные, региональные, местные традиции и ценности, чем всегда было сильно российское общество.

Предвидение угроз закономерно вытекает из понятия криминологической безопасности. Таковыми угрозами являются:

  • политические факторы (противостояния ветвей власти, злоупотребления в выборных кампаниях и т.п.);
  • экономические факторы (развал производства, глобальный рост неплатежей, резкое снижение уровня жизни населения и т.п.);
  • правовые факторы (неурегулированность определенных общественных отношений, непродуманность многих отраслей законодательства, неэффективность принимаемых судебных решений);
  • организационно-управленческие (произвол и бесконтрольность государственного аппарата, коррупционная в своей основе кадровая политика, низкий профессионализм управленческих кадров и т.п.);
  • криминогенные факторы, которые можно проиллюстрировать на примере наиболее опасной криминальной угрозы – организованной преступности.

Опираясь на коррумпированные связи в органах власти и управления, она оформилась в развитую систему, вторгшуюся в экономику, политику и социальную сферу.

Криминологический анализ многогранных проявлений организованной преступности в России позволил выявить ее основные черты и тенденции развития:

  • консолидация организованных преступных группировок в сообщества, осуществляющие криминальный контроль над наиболее прибыльными отраслями промышленности, банковской сетью и т.п.;
  • установление устойчивых коррупционных связей с органами власти и управления, а также силовыми структурами, с разделением территориальных и «отраслевых» сфер влияния криминального бизнеса;
  • стремление легализовать свою деятельность путем создания преступными сообществами собственных коммерческих структур, отмывания преступно нажитых средств, перевода твердой валюты в западные банки;
  • рост вооруженных группировок, формирование бригад боевиков и телохранителей, стремление использовать для легализации владения оружием службы безопасности, охранные подразделения;
  • использование методов уголовного «террора», вплоть до «заказных» убийств и захвата заложников, в качестве инструмента давления на представителей исполнительной и судебной властей;
  • дальнейшее сближение и слияние группировок общеуголовной направленности с экономическими, а последних – с коррумпированными чиновниками, путем привлечения служащих госаппарата в качестве экспертов, консультантов, советников по различным вопросам обеспечения безопасности деятельности организованных преступных сообществ.

Современную систему мер обеспечения криминологической безопасности в идеале следует рассматривать на трех уровнях:

  • информационно-аналитические меры, включающие мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам, а также выработку текущих и прогностических оценок развития ситуации в рассматриваемой сфере с разработкой предложений по ее стабилизации;
  • меры регулятивного воздействия, которые предполагают локализацию и нейтрализацию угроз криминологической безопасности страны;
  • меры прямого противодействия, осуществляемые в отношении носителей угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства в сфере криминологической безопасности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)