Предупреждение региональной уличной преступности

Предупреждение уличных преступлений должно осуществляться с учетом особенностей территории населенного пункта.

Особое внимание следует обращать на строящиеся районы, заброшенные либо разваливающиеся дома, темные переулки, парки скверы, неосвещенные улицы.

Изучение нормативных правовых актов, планов работы органов внутренних дел различного уровня, учебной и научной литературы показывает, что научное обеспечение организации и тактики борьбы с этим видом преступности явно недостаточно. Это свидетельствует об актуальности данной проблемы для органов внутренних дел.

В этой связи проводятся многочисленные исследования состояния, организации и тактики предупреждения и раскрытия преступлений, совершенных в уличном пространстве, общественных местах как в целом по России, так и в отдельных ее регионах.

К основным проблемам предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах, необходимо отнести следующие факторы.

Как известно, максимальное использование сил и средств полиции особенно важно на первоначальном этапе работы, поскольку из всех раскрытых преступлений на улицах и в общественных местах в среднем в 40% случаев подозреваемые задерживались в течение первого часа.

Большую роль в организации раскрытия такого типа преступлений играет оперативная готовность сил и средств в раскрытии преступлений по горячим следам

Она, в свою очередь, определяется следующими факторами.

Своевременность сообщения о совершенном преступлении.

Статистика показывает, что подавляющее большинство (87%) сообщений о преступлениях в общественных местах поступает в ОВД через час и более с момента их совершения.

По мнению сотрудников полиции, несущих службу на улицах, выделяются две основных причины несвоевре- менного сообщения о совершении уличных преступлений:

  • примерно каждый третий грабеж на улице совершается в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения, которые не в состоянии точно описать приметы преступников и вообще событие самого преступления;
  • вторым фактором является низкая плотность перекрытия полицией наиболее криминогенных участков, что затрудняет раскрытие преступлений по горячим следам. Дополнительные трудности возникают из-за недостаточности автотранспортных средств, горюче-смазочных материалов, средств связи и т.п.

Обеспечение эффективного взаимодействия между различными подразделениями ОВД.

Основным средством для решения этих задач остается увеличение числа и повышение качества источников информации, укрепление позиций по оперативному прикрытию мест концентрации криминального элемента, мест возможного сбыта похищенных вещей и т.д.

Представляется целесообразным реализация следующих мер:

  • создание в крупных городах края специализированных групп оперативного реагирования из числа наиболее подготовленных сотрудников патрульно-постовой службы;
  • привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности народных дружинников, внештатных сотрудников, казачества и других представителей общественных организаций во взаимодействии с подвижными постами полиции;
  • использование служебных собак при несении службы на улицах, проверках мест сбора и ночевок лиц, ведущих бродячий образ жизни; конной полиции в лесопарковых зонах, в труднодоступных местах отдыха и др.;
  • грамотное и уверенное оформление юридических документов на всех нарушителей административного законодательства, невзирая на лица;
  • распространение среди припозднившихся граждан листовок и памяток с рекомендациями, как уберечься от разбойных нападений и грабежей.

В последние годы в Алтайском крае осложнилась криминальная ситуация, связанная с преступными посягательствами на автотранспорт. На место арестованных и осужденных преступников приходят новые, поскольку незаконный автомобильный бизнес является весьма прибыльным. Особенно сложно раскрывать преступления, когда краденые автомобили переправляются в другие регионы России или в ближнее зарубежье.

Важную роль в виктимологических аспектах предупреждения уличных преступлений играют три вида основных предупредительных мер правового характера:

  • повсеместная пропаганда правовых знаний;
  • совершенствование института уголовно-правовой защиты потерпевшего;
  • закрепление эффективно действующего порядка возмещения ущерба потерпевшему.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению уличных преступлений дает возможность сформулировать необходимость проведения ряда организационных мероприятий в этом направлении.

В первую очередь требуется создание новой системы предупреждения уличных деяний, которая предполагает разработку и принятие комплексных целевых программ по борьбе с преступностью.

Для более эффективного предупреждения уличных посягательств необходимо как можно более полно использовать возможности СМИ и подразделений по связи с общественностью ОВД. Большое предупредительное воздействие на потенциальных жертв оказывает и информация о привлечении виновных в совершении уличного преступления к уголовной ответственности, а также о назначенном им конкретном наказании.

Кроме того, ряд потерпевших в момент совершения преступления не были способны оказать достаточно активное сопротивление, т.к. были в состоянии опьянения. Многие потерпевшие отличались вспыльчивостью, болезненным самолюбием, обидчивостью и тому подобными качествами. Нередко посткриминальное поведение жертвы влияет на латентность уличной преступности, особенно это относится к жертвам изнасилования, где примерно в половине случаев заявления от последних не поступают.

Снижению уровня латентности уличных посягательств могло бы способствовать:

  • усовершенствование института оказания помощи и возмещения ущерба потерпевшим от преступлений;
  • реальное приближение ОВД к населению, в частности, участковых уполномоченных полиции, сотрудников ПДН, патрульно-постовой службы;
  • стимулирование граждан на предоставление ценной информации, направленной на предупреждение, пресечение и раскрытие уличных преступлений;
  • разработка моделей основных конфликтных уличных ситуаций и прогнозирование возможного их развития.

На основании изучения основных конфликтных уличных ситуаций выделяют группы конкретных ситуаций, при которых лицо становится жертвой уличного насилия:

  • ситуации, в которых жертвы сами нападают, оскорбляют, унижают, провоцируют, угрожают, т.е. толкают субъекта на уличное преступление;
  • ситуации, когда жертвы в силу неверной оценки сложившейся обстановки, собственной трусости, физической слабости не оказывают никакого сопротивления;
  • ситуации, в которых поведение жертвы заключается в защите себя или кого-либо, исполнении служебных или общественных обязанностей, что вызывает ответную преступную реакцию;
  • ситуации, в которых поведение жертвы совершенно нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинения вреда.

Именно поэтому в целях предупреждения индивидуального преступного поведения в сфере уличного пространства важно, чтобы потенциальная жертва сама использовала возможности активно препятствовать уличному насилию, применяя знания о том, как надо действовать в условиях конкретной уличной обстановки и среды.

Также одним из принципов профилактической деятельности должно стать пристальное внимание к проблемам наиболее уязвимых членов общества со стороны уличных преступников – детям, подросткам, женщинам, пожилым.

Проведенное исследование позволило нам разработать алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по предупреждению уличных преступлений, состоящий из следующих этапов:

  1. Выявление лиц, совершающих преступления и административные правонарушения или склонных к их совершению. Такие лица, как правило, находятся среди недавно освобожденных из мест лишения свободы, осужденных за совершение аналогичных преступлений, не связанных с лишением свободы, находящихся на профилактическом учете в связи со злоупотреблением спиртными напитками, потреблением наркотиков.
  2. Постановка на учет и осуществление индивидуальной профилактической работы. Здесь особое внимание заслуживает организация проведения профилактической беседы с лицами, совершившими правонарушение на улице. Профилактическая беседа проводится в целях разъяснения неправомерности поведения лица и возможной ответственности за допущенное нарушение. Как показывает практика, асоциальные личности наиболее часто употребляют алкоголь или наркотики, что обусловливает необходимость тщательной подготовки к проведению первой ознакомительной беседы с этой категорией граждан со стороны участкового уполномоченного полиции. Исходя из особенностей личности, на беседу можно пригласить тех лиц, которые в определенной степени могут повлиять на поведение правонарушителя. Помощниками в этом могут быть родственники, друзья, представители трудового коллектива, общественных формирований.
  3. Завершение индивидуально-профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений. На данном этапе профилактируемый при наличии оснований, предусмотренных приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», снимается с профилактического учета.

В ходе работы сотрудника полиции с правонарушителями необходимо акцентировать внимание на криминогенные места, где чаще всего совершаются правонарушения. К таким местам относятся: улицы, стадионы, скверы, парки, подъезды домов, общественный транспорт; территории организаций, строек, магазинов.

Каждый факт правонарушения должен быть документально оформлен, при этом нужно устанавливать, не было ли в прошлом аналогичных нарушений, чтобы справедливо оценить их и применить соответствующее административное взыскание. Если сотрудник полиции установит, что в действиях правонарушителя содержатся признаки преступления, то необходимо организовать охрану места происшествия, установить очевидцев, свидетелей.

В целях получения информации об уличных преступлениях и административных правонарушениях сотрудники полиции взаимодействуют с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, основную нагрузку по предупреждению уличных преступлений несут патрульно-постовая служба и участковые уполномоченные полиции.

Однако эффективность их работы также зависит от деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделений по исполнению административного законодательства, дознания, следствия, уголовного розыска, органов внутренних дел на транспорте, подразделений информации и общественных связей, лицензионно-разрешительных подразделений и вневедомственной охраны Росгвардии.

Организация взаимодействия всех вышеуказанных органов будет способствовать успешной профилактике уличных преступлений

Подводя итог, отметим, что в профилактике уличных преступлений значительную роль играют неспециализированные субъекты – различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации.

Определенные задачи в сфере специального предупреждения правонарушений решают также уличные, квартальные, домовые комитеты, родительские советы школ, а также действующие на общественных началах медико-психологические, социальные и другие центры.

Специально-криминологическое предупреждение организуется и осуществляется, прежде всего, правоохранительными органами, значительная роль при этом отводится органам внутренних дел, что объясняется широким спектром их полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административно-правовой и других видов деятельности, наличием в структуре различных служб и подразделений, в т.ч. специализирующихся на профилактике уличных правонарушений.

Рациональными формами организации использования сил и средств, хорошо зарекомендовавших себя в практике охраны общественного порядка в крупных городах, являются:

  • сеть круглосуточных стационарных постов полиции, передвижных пунктов полиции либо групп, патрульных участков (основная форма охраны общественного порядка в городах);
  • патрулирование участков (отдельных маршрутов) конными нарядами полиции либо с использованием служебных собак;
  • несение службы по охране правопорядка как совместными, так и раздельными патрульно-постовыми нарядами органов внутренних дел, внутренних войск, негосударственных (ЧОП) и общественных формирований;
  • перевод личного состава строевых подразделений патрульно-постовой службы в режим пеших патрулей, а групп немедленного реагирования – в режим работы автопатрулей;
  • участие в проведении широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий;
  • сочетание обычного режима несения службы с участием в проведении операций.

Участие общественных формирований в обеспечении правопорядка на улицах городов Алтайского края предлагается в следующих формах:

  • добровольные народные дружины;
  • частные охранные предприятия, службы безопасности;
  • студенческие отряды охраны общественного порядка, молодежные оперативные отряды;
  • казачьи общества, патрульно-казачьи дружины;
  • советы общественности, уличные комитеты, смотрители подъездов (домов);
  • а также индивидуальное добровольное участие граждан в рамках федерального законодательства.

Меры предупреждения уличной преступности должны быть направлены на недопущение перерастания правонарушающих деяний в преступления.

К числу основных мер относятся:

  • анализ уличной преступности в городах по месту и времени их совершения, расстановка сил и средств уличных нарядов полиции с учетом активности уличных преступных деяний;
  • проведение уличных патрулей, рейдов и операций, позволяющих сконцентрировать усилия на предупреждении и пресечении преступлений в наиболее криминальных микрорайонах;
  • правовое воспитание граждан с разъяснением ответственности за противоправное поведение на улицах;
  • взаимодействие с общественными формированиями, привлечение их к охране общественного порядка, привлечение к профилактической деятельности авторитетных и известных лиц.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)