Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование борьбы с региональной преступностью

Особым аспектом аналитического прогнозирования является предвидение трансформации системы противодействия преступности – формирование нового типа социальных отношений в этой сфере.

Эволюция общероссийских и региональных угроз, постоянно меняющиеся криминальные модели и растущий спрос на услуги, предоставляемые полицией, требуют постоянного обновления стратегий, приоритетов, планов и методов работы. Соответственно, возникает потребность в новых современных подходах в борьбе с преступностью.

Идея криминологического планирования возникла еще в СССР, примерно в середине 80-х гг. прошлого столетия.

Одним из первых эту проблему обозначил В.Н. Кудрявцев: «Преступность – стихийный процесс, но борьба с ней может и должна быть плановой и организованной».

Криминологическое планирование – это системное и научно обоснованное изучение преступности, ее конкретных причин и условий, общей характеристики возможных субъектов преступной деятельности, на основании чего осуществляется:

  • вероятностное прогнозирование криминологической обстановки в стране (регионе, городе, районе);
  • объективный расчет сил и средств правоохранительной системы или отдельных ее организаций;
  • разработка адекватных мер и решений реалистических задач по предупреждению и пресечению возможных криминальных отклонений;
  • наконец, претворение этих задач в правоохранительной и профилактической деятельности.

Важность прогнозирования обусловлена и тем, что именно на основе прогнозов обеспечивается планирование предупредительных мер, которое придает преступности целенаправленный характер и позволяет решить наиболее актуальные проблемы в деятельности по предупреждению преступлений. Все планы предупредительных мероприятий должны составляться с учетом криминологических прогнозов, формируемых исходя из анализа криминологической обстановки в регионе.

Вместе с тем существуют и иные определения криминологического планирования.

Г.А. Аванесов считает, что «…планирование есть часть механизма управления, одна из форм управленческого решения. В управлении планирование выполняет несколько ролей: и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления»

Он отстаивал системный и комплексный подходы к планированию, предлагая комплексную целевую программу организации профилактической деятельности.

В 1990-е гг. в СССР вплотную подошли к разработке не только планов, но и конкретных государственных программ борьбы с преступностью, модельное содержание которых было теоретически обосновано С.В. Бородиным. Им, а также В.В. Лунеевым и А.М. Яковлевым была разработана «Концепция государственной системы социальной профилактики», в которой рассматривались проблемы планирования и программирования противодействия преступности, которая, к сожалению, так и осталась нереализованной.

Предпринималось множество иных попыток разработки теоретико-прикладных моделей программ борьбы с преступностью на территориях субъектов РФ (в Москве, Московской, Владимирской, Тверской, Иркутской, Свердловской, Нижегородской и других областях, а также Республике Саха (Якутия), городах Дзержинске, Магнитогорске и Казахстане).

Региональная программа предупреждения преступности имеет определенные комплекс и иерархию целей, которые должны быть конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом аспектах применительно к категориям преступлений и уровням предупредительной деятельности.

Программа предупреждения региональной преступности представляет собой сложную разветвленную систему мероприятий, которые имеют выход на самые различные аспекты деятельности разнородных субъектов, осуществляющих правоохранительную деятельность, и обладают антикриминогенным потенциалом в перспективе.

Например, в Алтайском крае действует государственная программа Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности», включающая в себя следующие подпрограммы правоохранительной направленности: «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» на 2020-2024 гг., «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае» на 2020-2024 гг.

Одним из непременных условий жизненности комплексных программ является их детализация на региональном уровне, т.е. там, где формируется криминогенная ситуация, непосредственно проявляются факторы, детерминирующие состояние, динамику и структуру антиобщественных проявлений. Сам факт наличия территориальных различий преступности и иных форм социальной патологии, а следовательно, и необходимость дифференцированных мер по их профилактике, сомнения не вызывает.

В правоохранительной деятельности наиболее распространенными и традиционными являются региональные комплексные программы предупреждения отдельных видов преступности

Например, по государственной программе Алтайского края «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2014-2020 гг.» в 2017 г. было профинансировано и освоено 2212 тыс. рублей. В незаконном обороте на территории Алтайского края по-прежнему представлена значительная часть наркотических средств, изготавливаемых из местной дикорастущей конопли.

Интересно
По государственной программе Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015-2019 гг. освоено 320 тыс. рублей. Вместе с тем прогнозируется дальнейший рост преступлений, предусмотренных ст. 207, 280, 282 УК РФ (ежегодно на 1,5-2%).

В связи с сохраняющейся нестабильной ситуацией на юго- востоке Украины возможны экстремистские и националистические проявления со стороны праворадикальных структур, которые могут проявляться в виде негативных высказываний и призывов к осуществлению противоправной деятельности, в т.ч. в сети Интернет.

В целях практической реализации и достижения эффективных результатов в деятельности правоохранительных органов региона необходимо основу таких программ строить на следующих методологических положениях.

Комплексность программы.

Разработка и реализация региональной программы предупреждения преступности подразумевает совместное и согласованное участие многих субъектов, и прежде всего:

  • органов государственной власти и правоохранительных органов;
  • профессиональных ассоциаций, институтов;
  • религиозных конфессий, молодежных организаций;
  • общественных фондов, этнических общин и отдельных граждан.

Научность программы.

Предлагаемые в программе средства и методы предупреждения преступности должны опираться на научную оценку ситуации, этиологии последствий и прогноза развития преступности в регионе. При этом следует учитывать факторы как способствующие совершению преступлений (криминогенные), так и препятствующие их совершению (антикриминогенные).

Сбалансированность программы.

Планируемые меры должны быть адекватны складывающейся ситуации и учитывать максимально возможное количество факторов, влияющих на состояние преступности в регионе.

Информация, закладываемая в основу региональной программы предупреждения преступности, должна быть обширной и разнообразной, включать в себя показатели, характеризующие:

  • социально-экономическую и демографическую ситуацию в регионе;
  • бытовую сферу и состояние общественного правопорядка;
  • состояние и тенденции преступности;
  • факторы, негативно или позитивно влияющие на развитие преступности;
  • эффективность работы в сфере предупреждения преступности и др.

Долговременность программы.

Теория и практика социального планирования предусматривает разработку нескольких видов планов: текущих (месячных, квартальных), краткосрочных (сезонных, годовых), среднесрочных (от 1 до 3 лет) и долгосрочных (от 3 до 5 лет). В соответствии со сроками разрабатываемых планов различаются и соответствующие прогнозы.

Изучение и анализ региональных программ предупреждения преступности свидетельствует о том, что они, как правило, разрабатываются на 1-2 года. Наиболее оптимальными являются программы, разрабатываемые на 3 года.

Реальность и выполнимость программы.

Немаловажное значение имеет должное финансирование намечаемых мероприятий. Поскольку действительность неизбежно вносит свои поправки в первоначальные решения, поэтому необходимо предусмотреть возможность корректировки мероприятий программы в ходе ее реализации.

Для того чтобы объединить различные ведомства и сконцентрировать их усилия на главных направлениях предупреждения преступности в регионе, важно создать и укрепить механизмы координации и контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных программой предупреждения преступности.

Цели и задачи программы предупреждения преступности.

В разрабатываемых программах главную цель следует формулировать в самом общем виде – сдерживание и снижение уровня преступности, отдельных ее видов в регионе. Точное выделение главной цели и разделение ее на подцели позволяет грамотно и рационально распределить обязанности субъектов предупредительной деятельности, установить очередность и сроки выполнения намечаемых мероприятий, проконтролировать ход и результаты работы.

Представляется, что программа с учетом прогноза в социальной сфере и тенденций развития преступности в регионе должна содержать четыре группы основных задач:

  • совершенствование организационных и правовых основ деятельности региональных органов государственной власти;
  • планирование, разработка и осуществление практических мер по предупреждению преступных деяний в регионе, конкретных видов преступлений;
  • обеспечение контроля за осуществлением намеченных мероприятий;
  • укрепление и координация межрегионального и, если нужно, международного сотрудничества в сфере противодействия преступности.

Необходимо учитывать и то, что каждая республика, край, область, округ в той или иной степени имеют свои специфические условия. Причем эти условия существенно различаются в зависимости от социально-экономической ситуации, географического положения региона, демографической характеристики населения, проживающего на данной территории. Естественно, что региональные различия должны включать в себя как криминогенные, так и антикриминогенные факторы.

Сама региональная программа борьбы с преступностью, на наш взгляд, должна состоять из трех основных частей: аналитической части, прогнозирующей части, системы реализации и контроля за выполнением мероприятий программы и ее показателей.

Аналитическая часть должна содержать краткую характеристику социально-политических, экономических, демографических процессов, происходящих в регионе; информацию о состоянии, структуре и динамике преступности; уровень работы органов, осуществляющих противодействие этому социально-правовому явлению, к моменту составления программы.

В структуре преступности региона необходимо выделять доминирующие ее виды: корыстную, насильственную, рецидивную, групповую, организованную, коррупционную, а также преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств и связанную с несовершеннолетними.

Оценивая состояние преступности в регионе, необходимо учитывать фактические ее размеры, которые намного превышают зарегистрированные. Это необходимо для выработки более взвешенной оценки состояния преступности в регионе, чем та, которую дает официальная уголовная статистика.

Интересно
Прогнозирующая часть программы должна базироваться на анализе социально-политических, экономических, демографических факторов, но уже относительно будущего (прогнозируемого) периода. Необходимо изучение и прогнозирование как самих факторов, влияющих на состояние преступности в регионе, так и механизма их воздействия на преступность.

Чем больше факторов будет использовано при разработке прогноза, чем глубже будет изучен и учтен механизм их взаимодействия и воздействия на преступность, тем более точным и обоснованным будет прогноз и ценность прогностической информации.

Поскольку оценка будущего состояния преступности носит вероятностный характер, то обычно предполагается несколько вариантов (сценариев) прогноза. Наиболее предпочтительным для практического использования, как правило, признается вариант прогноза, занимающий среднее положение между наиболее и наименее благоприятными сценариями.

Третья часть программы (система реализации и контроля) показывает содержание плана (распределение сил, средств, ресурсов и т.д., сроки выполнения мероприятий, исполнителей и др.); а также включает в себя основные направления деятельности субъектов, осуществляющих мероприятия по противодействию преступности.

Каждая из этих частей состоит из разделов, содержание которых определяется в зависимости от объектов и субъектов программирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)