Криминология о концепции национальной безопасности РФ

Безопасность является одним из важнейших свойств социальной системы, элементы которой в комплексе создают механизм защиты личности, общества и государства от различных угроз и опасностей. Негативные процессы, происходящие в различных сферах жизни общества, продиктовали необходимость серьезно задуматься об обеспечении национальной безопасности России.

По этому поводу Президент РФ высказался следующим образом: «Безопасность личности, безопасность семьи, национальная безопасность, состыкованные с региональной и всеобщей коллективной безопасностью, – вот путь развития России в XXI веке»

При этом под национальной безопасностью он предлагает понимать состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Интересную статью опубликовал в своем блоге профессор В.С. Овчинский, анализируя доклад Национального совета по разведке (США) «Глобальные тенденции – 2040», согласно которому в ближайшие десятилетия противоречия в мире будут только усиливаться. Большое внимание уделено технологическим факторам роста напряженности, которые поднимают множество этических, социальных вопросов и вопросов безопасности.

Например, искусственный интеллект повысит производительность существующего оружия, защиты и систем безопасности как физических, так и кибернетических.

Созданные в реальном времени синтетические СМИ смогут еще больше искажать правду и реальность, дестабилизируя общество дезинформацией об угрозах, связанных с искусственной пандемией, нанотехнологическим оружием или ядерной войной.

Многие виды преступлений, особенно те, которые можно отслеживать и приписывать с помощью цифрового наблюдения, станут менее распространенными, в то время как могут возникнуть новые преступления и потенциально новые формы дискриминации. Такие события, хотя и маловероятны, но к ним надо быть готовыми, чтобы обеспечить устойчивость к экзогенным шокам.

Одной из задач криминологии как юридической науки является правовое обоснование предупреждения преступлений.

Хотя действующая Конституция РФ не содержит конкретных регламентаций относительно права человека на защиту от преступных посягательств, однако обеспечение этого права прописано в следующих ее статьях: ст. 46 (гарантии защиты государством всех прав и свобод человека и гражданина), ст. 47 (реализация права человека на судебную защиту).

Это объясняется определением в федеральном законе «О безопасности» ее криминологических аспектов, связанных с обеспечением государственного и общественного контроля над преступностью, явлениями, ее детерминирующими либо сдерживающими.

Однако при этом требуется детальное законодательное закрепление:

  • объектов и субъектов обеспечения криминологической безопасности;
  • их задач и функций, прав и обязанностей;
  • ответственности за необеспечение безопасности государства, общества, личности от преступности.

Такая законодательная регламентация призвана создать правовую основу криминологического обеспечения национальной безопасности России. При этом в первую очередь необходимо говорить об уголовно-правовых гарантиях эффективного воздействия на преступление и преступника.

Безусловно, следует учитывать двойственную природу уголовно-правовых гарантий:

  • в одном случае устанавливаются многочисленные запреты;
  • в другом – дается разрешение на защиту от преступных посягательств в рамках институтов необходимой обороны и крайней необходимости.

Как показывает практика, необходимая оборона в большей степени реализуется в ситуациях, связанных с защитой личности от преступных посягательств, в то время как крайняя необходимость – чаще всего в деятельности государственных органов.

Вместе с тем в современной криминологической теории и практике сохраняется проблема правового обеспечения предупреждения преступлений, одной из которых является рассредоточенность норм, регламентирующих предупредительную деятельность, по различным отраслям права, подзаконным и ведомственным актам.

С интересной идеей в этом плане выступил профессор Д.А. Шестаков, предложивший создать единую систему законодательства о противодействии преступности, состоящую из совокупности законов федерального и регионального уровней, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения:

  • по предупреждению и пресечению преступлений;
  • выявлению и устранению причин преступлений, совершенных ранее;
  • минимизации (ликвидации) последствий преступлений;
  • выявлению, раскрытию и расследованию совершенных преступлений;
  • назначению и исполнению уголовных наказаний.

По сути своей эта система законодательства могла бы лечь в основу правовой регламентации и деятельности по обеспечению криминологической безопасности.

Другая, не менее интересная идея прозвучала от профессора Н.В. Щедрина, по мнению которого право безопасности должно предусматривать возможность причинения любого вреда для обеспечения общественной и личной безопасности причинителю вреда. Множество примеров уничтожения боевиков, иных опасных преступников приводится в СМИ и в интернете.

Более того, в российском законодательстве право на причинение вреда прямо предусмотрено в ст. 22 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральном законе «О полиции» в части применения оружия сотрудниками полиции, из чего просматриваются хорошие перспективы в сближении конструкции законодательства о противодействии преступности как с отраслями криминологии, так и с концепцией мер безопасности.

Профессор Н.В. Щедрин при этом выделяет систему антикриминальных мер как часть общего института мер безопасности. Однако, по его мнению, лишь часть мер безопасности может использоваться в предупреждении преступлений, которая является лишь частным случаем использования мер наказания и безопасности.

Единый закон, способный объединить в себе все необходимые атрибуты подобной регламентации, до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий и теоретиков, и практиков, и собственно законодателей. Между тем важность принятия такого закона вполне очевидна, поскольку без него обеспечить криминологическую безопасность (предупреждение преступлений как частный случай) по-прежнему будет сложно.

Между тем криминологическое обеспечение национальной безопасности России на единичном уровне в рамках зашиты человека, его прав и свобод от преступных посягательств предполагает, во-первых, создание надежных криминологических гарантий недопущения (предупреждения) подобных деяний, во-вторых, гарантий адекватного возмещения ущерба человеку, право которого на защиту от преступности нарушено преступлением.

Наряду с правовыми гарантиями криминологической безопасности следует назвать и механизмы социального контроля: религиозные, экономические, общественные, информационные, административные и др.

В перечне механизмов социального контроля важная роль отводится религии

В этом направлении уже давно имеются серьезные наработки профессора О.В. Старкова, а также других ученых, работающих по проблемам религиозной криминологии.

В управленческой деятельности в целях нейтрализации угроз в различных сферах жизнедеятельности государства и общества выделяют виды безопасности, что позволяет, во-первых, верно оценить приоритетность угроз их безопасности, во-вторых, сконцентрировать свои силы и ресурсы на определенных направлениях, в третьих, оптимизировать их использование для решения конкретных задач.

Экономические механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности

России связаны с активным развитием новых рыночных отношений. В этой части представляют интерес работы профессора В.В. Колесникова, посвященные вопросам экономической криминологии.

С его точки зрения, «наносимый обществу экономическими преступлениями материальный ущерб настолько велик, что в отдельных странах он сопоставим с величиной национального бюджета. Сегодня уже можно говорить о возникновении параллельной экономики, криминальной, представляющей серьезную социальную угрозу с позиций обеспечения национальной безопасности».

Безопасность России в экономической сфере должна обеспечиваться комплексом взаимосвязанных мер:

  • реализацией собственно социально-экономических интересов;
  • совершенствованием законодательства, связанного с контролем над организованной преступностью;
  • созданием условий для своевременного предупреждения, выявления и пресечения преступлений в экономической сфере.

Криминологические аспекты безопасности проявляют себя и в политической сфере, что должно обеспечиваться не в последнюю очередь развитием международного сотрудничества в контроле над транснациональной преступностью и терроризмом.

В числе современных угроз безопасности России в политической сфере выделяют активизацию внутренних и международных организованных преступных группировок, связанных с незаконной торговлей оружием, взрывчатыми и отравляющими веществами, ядерными материалами, а также нелегальной миграцией, контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств.

Проблемы политической криминологии в России исследуют и разрабатывают Д.А. Шестаков, В.В. Лунеев, П.А. Кабанов.

К примеру, профессор Д.А. Шестаков в предмет политической криминологии включает исследования следующих взаимосвязанных проблем:

  • политической преступности, складывающейся из воспроизводства преступлений как самого государства (преступной политики), так и против государства и его конституционного строя;
  • влияния тоталитарной политики на общеуголовную преступность;
  • криминологической политики;
  • использования темы преступности в политических целях (политические спекуляции проблемой преступности).

Безопасность России в информационной сфере предполагает, с одной стороны, обязательную защиту государства от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации, с другой – охрану информационных систем от преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий; с третьей – конфиденциальность личной информации в результате обработки огромных объемов персональных данных; с четвертой – обеспечение демократических гарантий соблюдения конституционных прав граждан на обращение с информацией.

Несоблюдение таких гарантий, как известно, образует самостоятельные составы преступлений. Поэтому в данном случае в качестве приоритетных направлений безопасности необходимо совершенствовать как системы защиты межгосударственных секретов от криминальных посягательств, так и деятельность по противодействию организованной преступности.

Такими же по своей эффективности могут быть общественные механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности. По крайней мере, их потенциал в российских условиях пока не раскрылся и на сотую часть.

Общественные оценки выступают главными критериями состояния криминологической безопасности, поскольку основаны на ощущении населением криминальной опасности.

В странах высокоразвитой демократии общественное мнение является основным регулятором ответственности власти перед народом, в т.ч. в сфере национальной безопасности. Широкомасштабная подконтрольность обществу заставляет власти всех уровней непременно соблюдать подобные правила игры. В противном случае у власти нет перспективы.

Механизмам общественного контроля близки и информационные гарантии обеспечения криминологической безопасности национальных интересов.

Главным образом речь идет о средствах массовой информации. Они, как концентрированное выражение общественного мнения, должны становиться надежными инструментами публичной защиты общества от преступности и безнравственности. При этом именно СМИ призваны постоянно держать правоохранительные органы в напряжении и развивать в них чувство ответственности перед нацией за состояние ее безопасности.

К сожалению, современные СМИ, призванные выступать инструментами социального контроля над преступностью, нередко сами сводят этот контроль на нет, становясь самостоятельным криминогенным фактором развития криминальных процессов в обществе. Достаточно обратить внимание на популистские шоу А. Малахова и ему подобных телеведущих.

Интересно
Административные механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности пока по своей результативности представляются самыми слабыми в системе всех других превентивных мер, что связано, с одной стороны, с превалирующим принудительным потенциалом административного регулирования общественных отношений, с другой – с низким авторитетом в глазах населения чиновников, не способных, как правило, решать задачи защиты конкретного человека, его прав и интересов от какого-либо произвола.

Сегодня они большей своей частью находятся как раз «с противоположной стороны», т.е. лежат в плоскости создания произвола и угроз национальной безопасности. Ярким примером тому может служить проблема системной коррупции, ставшая в нашей стране поистине национальной трагедией.

Наиболее распространенной и универсальной угрозой безопасности России является преступность, поскольку именно она часто выступает объединяющей силой большинства частных угроз. Преступность представляет не только внутреннюю опасность, но и угрожает интересам международной безопасности. К примеру, терроризм со временем постепенно превратился из преступления как акта сугубо уголовно-правового воздействия в социально-правовое явление, требующее задействования всех международных, государственных и общественных институтов контроля.

Рассматривая преступность в качестве самостоятельной угрозы нормальной жизнедеятельности любого государства и общества, нельзя не отметить ее негативных проявлений в социальной сфере (социальная защита, образование, культура, охрана здоровья и др.).

Разумеется, угрожающий потенциал преступности не ограничивается перечисленными сферами безопасности. Криминальное влияние возможно везде, где есть место человеческой деятельности. Поэтому криминологические угрозы могут проявить себя и в таких сферах безопасности, как военная, научно-техническая и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)