Предтечи лингвокультурологии

Появление лингвокультурологии было подготовлено трудами ряда учёных. Кратко рассмотрим основные теории, которые стали своеобразными предтечами лингвокультурологии.

Методологической основой лингвокультурологии стала теория немецкого учёного В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка.

Основной принцип теории – изучение языка должно проводиться в тесной связи с мышлением человека, с культурой, в которой он живёт. Учёный считал язык выражением духа народа, его энергии.

Язык – живая деятельность человеческого духа, единая энергия народа, исходящая из глубин человеческого существа и пронизывающая собой всё его бытие.

Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать звук пригодным для выражения мысли. В нём сосредотачиваются не результаты духовной жизни, но сама жизнь.

В языке находит своё выражение духовная жизнь нации. Своеобразие мышления того или иного народа находит своё отражение в форме языка. В. фон Гумбольдт различал внутреннюю и внешнюю форму языка.

Внутренняя форма представляет собой принцип организации языка, внешняя форма служит выражению этого принципа.

Каждый язык по-своему отражает, интерпретирует мир. Языки представляют собой не различные обозначения вещи, а дают различные её видения. Слово отражает не предмет, а понимание этого предмета. Каждый язык образует вокруг народа своеобразный круг, выйти из которого возможно, только вступив в новый круг.

Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. Представления человека о мире зависит от того, на каком языке он мыслит.

«Духовная энергия» родного языка как бы определяет ракурс народного мировидения, создавая тем самым особую позицию в видении мира. Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг; откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка».

Учение В. фон Гумбольдта продолжил русский исследователь А. А. Потебня, разработав основательное учение о внутренней форме слова, о её связи с образом, с мышлением человека. Мы остановимся подробно на теории А. А. Потебни ниже, при рассмотрении средств хранения культурной информации.

Учение американских лингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа, которое получило название гипотезы лингвистической относительности, также внесло существенный вклад в развитие лингвокультурологии.

Интересно
Суть этой теории состоит в том, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Каждый язык по-своему членит и представляет мир. Э. Сепир определял культуру как то, что данное общество делает и думает, язык как то, как думают.

Большое значение для появления лингвокультурологии имела семиотическая теория культуры Ю. М. Лотмана. Ниже этому вопросу будет посвящён отдельный параграф.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)