Предоставление персонала для работы в Российской Федерации

Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, как следует из НК РФ, не может рассматриваться в качестве приводящего к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Постоянное представительство не образуется, если деятельность ограничивается предоставлением услуги по подбору и командированию в Россию специалистов определенной квалификации в соответствии с договором о предоставлении персонала, причем иностранная организация не принимает обязательств по оказанию каких бы то ни было иных услуг и не несет ответственности за качество выполняемой командируемыми специалистами работы.

Подтверждением факта оказания по названным договорам только услуг по предоставлению персонала могут быть акты (протоколы) приемки-передачи услуг, а также выставленные и оплаченные на соответствующие суммы счета, предусматривающие компенсацию расходов иностранной организации, связанных с деятельностью предоставленных специалистов (расходов по их заработной плате, найму жилых помещений, командировочных и других подобных расходов).

Соглашения о предоставлении персонала следует отличать от соглашений по оказанию услуг.
Этот вопрос очень важен для квалификации постоянного представительства, поскольку оказание услуг на территории РФ, осуществляемое на регулярной основе, соответствует критериям постоянного представительства иностранной организации.

На практике налоговые органы применяют “сигнальный” критерий, по достижении которого вне
зависимости от всех других условий договора деятельность иностранной организации по
предоставлению персонала потребует дополнительного, детального рассмотрения на предмет наличия постоянного представительства.

Считается, что суммы платежей за услуги по предоставлению персонала должны примерно
соответствовать суммам заработной платы, установленной для этого персонала, увеличенным на
расходы, понесенные организацией по командированию специалистов, и обоснованного вознаграждения за эти услуги, причем между указанными суммами не должно быть значительного расхождения.

Если между суммами, которые будут переводиться иностранной организации за предоставление
персонала, и суммами заработной платы, установленной для этого персонала, будет значительное
несоответствие (в размере 10% и более от последней из названных сумм), то квалификация такой
деятельности организации потребует дополнительного анализа и может быть квалифицирована как приводящая к образованию постоянного представительства в России.

Следует заметить, что автоматическое признание наличия постоянного представительства при
достижении “сигнального” критерия не происходит, но налоговый орган проведет детальный анализ фактически осуществляемой деятельности на предмет наличия постоянного представительства.

Вместе с тем не решен вопрос в отношении того, на ком будет лежать бремя администрирования налоговых обязательств по налогу на прибыль в случае признания наличия постоянного представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность в России с использованием договоров о предоставлении персонала.

Как правило, такие договоры содержат специальную оговорку о том, что командируемый персонал, нанятый для работы в российскую организацию, не имеет полномочий представлять иностранную организацию и ее интересы, следовательно, не имеет полномочий совершать действия, вытекающие из обязанностей этой организации как налогоплательщика (например, постановку на учет в налоговом органе РФ, ведение налогового учета, администрирование налоговых обязательств в целом).

Думается, что в таких случаях иностранная организация должна уполномочить какое-либо лицо на совершение указанных действий от ее имени, однако механизм оповещения иностранной организации о факте наличия у нее постоянного представительства также не совсем понятен.

По общему правилу налогоплательщик – иностранная организация самостоятельно определяет
наличие постоянного представительства и представляет налоговую декларацию, предварительно
определив свой налоговый статус.

В рассматриваемой ситуации возможность квалифицировать налоговый статус иностранной организации делегируется налоговому органу, который может это осуществить на основе информации, полученной у лица, выплачивающего доход иностранной организации, а также на основе дополнительно затребованной у иностранной организации информации о величине заработной платы командируемого персонала, затрат организации на его командирование и
обустройство и т.д.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что описываемый случай относится к контрольной составляющей работы налоговых органов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)