Правшество и доминантность левого полушария по речи

Различие в функциях обоих полушарий значительно больше, чем различие в практическом использовании обеих рук.

Постепенно укреплялась идея о том, что именно развитие искусства письма, культурной и абсолютно асимметричной, выполняемой правой рукой деятельности в сфере языка, обусловило то, что противоположное полушарие приобрело особую важность в языковой деятельности.

Стало ясно, что для доминантности левого полушария по речи недостаточно указания на правшество. Когда интерес сместился к мозговой доминантности, то вскоре проявилась внутренняя сложность внешне простой проблемы.

Оказалось, что левшество не является зеркальным вариантом правшества. Стали обсуждаться такие проблемы, как степень мозговой доминантности, перекрестная доминантность (доминанность по речи правого полушария у правшей), связь нестандартной (измененной) доминантности с незрелостью мозга, афазия у левшей и т. д.

Таким образом, на первый план вышла концепция доминантности левого полушария мозга по речи в реализации всех познавательных процессов, среди которых ведущее место принадлежит речи.

Большую часть ХХ века правое полушарие рассматривалось как «второстепенное», не имеющее особых функций, находящееся под контролем «доминантного» левого полушария.

На долгие годы концепция доминантности стала наиболее общепринятой. Соответствующие практические приложения также имели место.

Интересно
В 30-х годах С. Ортон разработал теорию развития речи в связи с развитием доминантности полушарий. Он заметил, что у детей, испытывающих трудности при чтении и письме, часто наблюдается зеркальность в письме и рисунках, нечеткая мануальная асимметрия и неловкость в движениях, левшество в семье.

Соответственно, педагоги приняли установку на то, что разнообразные трудности в речевом развитии можно исправлять с помощью упражнений, направленных на развитие и усиление моторной доминантности.

Подразумевалось, что надо развивать моторные навыки, в которых ведущая роль отводилась правой руке.

Сам Ортон настаивал на осторожном индивидуальном подходе, особенно по отношению к левшам, но его последователи пропагандировали более радикальные меры и левую руку в крайних случаях даже привязывали при обучению письму.

В дни Ортона большинство из того, что было известно о латеральной специализации, относилось к доминантному по речи полушарию — левому для большинства правшей.

С тех пор исследования в этой области значительно расширились благодаря развитию новых методов исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)