Креативность

В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способность к творчеству).

Обычно подразумевается способность к созданию нового, однако, учитывая разнообразие видов и форм деятельности человека, в которых возможно созидание нового (картин, поэзии, механизмов и приборов, кулинарных шедевров и т. д.), понятно, что в каждом виде творчества есть своя специфика.

Кроме того, многие исследователи творчества акцентируют свое внимание на процессе, в котором «новизна» может быть вполне субъективной, и часто связывают процесс созидания с процессом восприятия и т. д.

Есть ещё целый пласт теоретических и эмпирических исследований онтогенетических аспектов креативности, но мозговые механизмы развития ещё ждут своих исследователей.

Поэтому можно согласиться с Э. Голдбергом в том, что есть некая размытость и неопределенность понятия «креативность», что является пусковым механизмом для вольных человеческих интерпретаций.

Еще недавно ученые могли только рассуждать о возможных функциях мозга в творческом процессе, пытаясь объяснить, чем отличается мозг творческой личности от тех, кто не обладает такой способностью, какие мозговые процессы характеризуют момент инсайта и что характеризует процесс восприятия плодов творчества?

Поскольку до сих пор есть больше вопросов, чем ответов, многих специалистов в области когнитивной нейробиологии и нейропсихологии сегодня привлекает изучение мозговых основ творческих процессов.

Современная нейропсихология уже обладает возможностью использовать функциональную нейровизуализацию для исследования нормальной работы мозга в режиме реального времени.

В семидесятых годах прошлого века в рамках концепции доминантности появились упрощенные теории о том, что у творческих людей менее выражена доминантность полушарий.

Конечно, имелась ввиду менее выраженная асимметрия в пользу левого полушария в речи, чем у большинства, а следовательно, более активная роль правого полушария в творческих процессах.

Долгое время исследователи ставили своей целью найти объективные показатели для подтверждения или опровержения этой гипотезы.

На ранних этапах использовались различные простые психодиагностические процедуры и методы измерения доминирования полушарий, которые различаются по степени сложности, а также по пространственным и временным параметрам, такие, например, как опросники для определения ведущей руки, латеральные движения глаз (саккады), ЭЭГ, ПЭТ и коррелировали с результатами тестов на креативность или с качеством выполнения творческого задания.

Выявленные корреляционные связи расширяли представления о взаимосвязи полушарной асимметрии и проявлений творчества.

Применявшиеся методы различаются по характеру измеряемых процессов и их развертывания во времени. Тем не менее, на основании корреляций многие исследователи пришли к заключению, что правое полушарие и его различные отделы специализируются на решении творческих задач.

Однако авторы более поздних исследований с применением ЭЭГ, ПЭТ и других методов нейровизуализации пришли к выводам о повышенной активности левого полушария в решении творческих задач, особенно отчетливо проявляющейся в его передних отделах.

Как полагает О. М. Разумникова, процессы, происходящие в правом полушарии, отвечают за генерирование новых идей, которые затем актуализируются при помощи левого полушария.

В эмпирических исследованиях выявлено, что у людей с высокими показателями дивергентного мышления и продемонстрировавших выдающиеся результаты при выполнении заданий, связанных с креативностью, на ЭЭГ заметен более высокий уровень активации правого полушария.

Такие противоречия в выводах о взаимосвязи креативности и полушарной асимметрии (какое — правое или левое — более активно) могут быть обусловлены тем, какая именно проблема (вербальной или образной природы) и какая стратегия поиска ее решения выходит на передний план. Однако и это предположение не вполне оправдано.

Интересно
Гонен-Якови с сотрудниками провели метаанализ 34 публикаций функциональных нейровизуализационных исследований, в которых анализировались локальные изменения активности мозга здоровых испытуемых при выполнении различных заданий, требовавших участия креативного мышления.

Во всех типах задач выявлена преимущественная активация левого полушария, особенно в префронтальных, а также нижнетеменных и задневисочных зонах.

Нам представляется особенно важным тот факт, что эти зоны активируются при решении как речевых, так и невербальных задач, а активация дополнительных зон уже отражает модальную специфичность задания.

Еще одно направление исследований, близких по теме к проблеме творчества, акцентирует понимание процессов восприятия произведений искусства.

Показано, что для полноценного восприятия музыкальных произведений важно участие обоих полушарий. Особенно выражено участие лобных отделов, играющих важную роль в восприятии ритма и мелодии.

Результаты нейровизуализации свидетельствуют о вовлечении многих зон мозга наряду со слуховой корой, что объясняет мощное влияние музыки на эмоциональные, когнитивные и моторные процессы. Музыка также стимулирует нейропластичность и широко используется в восстановительной терапии в неврологии.

Элхонон Голдберг утверждает, что креативность как когнитивный процесс определенного месторасположения в мозге не имеет. По его мнению, изучение креативности немецким нейрофизиологом Арне Дитрихом стало одним из наиболее продуктивных и исчерпывающих.

Дитрих проанализировал более 60 научно-исследовательских публикаций. Ученый показал, что эти исследования не позволили сформировать общее мнение об участии больших полушарий мозга и префронтальной коры в процессах креативности.

Одна группа исследований отмечала, что данные структуры были полноценно активны в ситуации, требующей творческого процесса, а другая группа исследований отмечала отсутствие повышенной активации вышеупомянутых областей мозга.

В одних экспериментах наблюдалась повышенная активность правого полушария, в других не меньшую активацию проявляло левое полушарие.

В более поздних работах «Мозговые механизмы и креативность. Что мы знаем и чего не знаем» Дитрих утверждает, что нейронаучное направление исследования креативности испытывает кризис, пытаясь найти мозговые корреляты творческих процессов.

Например, он выделяет четыре разных типа творческих инсайтов, каждый из которых обеспечивается своей особой функциональной системой.

Однако он вообще не касается проблемы межполушарной асимметрии и концентрирует внимание на сложности проблемы творчества в психологии и на поиске системного анализа, сочетающего подходы, характерные для когнитивной психологии и нейронауки.

Резюмируя приведенные аргументы, Голдберг выдвигает гипотезу, согласно которой процесс креативности является результатом работы множества областей мозга, а не определенных структур.

Тесная взаимосвязь и негласное отождествление таких понятий, как «новизна» и «креативность», приводит к возникновению нейро-мифов о «креативности лобных долей и правого полушария».

Голдберг определяет понятия «инновация» и «креативность» как сложные разветвленные схемы, компонентами которых являются когнитивные, социальные и биологические структуры.

Важное значение он придает тому факту, что существуют «несколько видов креативности» (подобно разновидностям сфер интеллекта), рассматривая креативность как сложную конструкцию, состоящую из частей, часто противоречивых.

Интересно
Речь идет о таких составляющих, как значимость, новизна, способность соотносить старые знания с новыми проблемами, созидательная способность и гибкость мышления, напористость и упрямство, блуждание мысли, мыслительный фокус, бунтарский дух, резонанс с важнейшими социальными и культурными темами, умение вести себя в обществе и благоприятная культурная среда.

Представляя данный перечень, автор подводит к мысли о многообразии путей к креативности и невозможности найти один ключ к творческому процессу.

Подробно рассматривая нюансы творческого поиска, он акцентирует внимание на явлении «умственного блуждания», отмечая его исключительную роль в случае, когда систематические попытки человека решить вопрос не дают желаемого результата.

Отмечается также, что умственное блуждание будет иметь эффект только в случае предшествующего ему периода «гиперфронтального» размышления над проблемой. Комбинация этих двух процессов получила название «направленное умственное блуждание».

Характер творческого задания и уровень креативности испытуемого существенно влияют на то, какое полушарие будет доминировать в реализации творческой активности.

Ученые всегда искали ответ на вопрос, в чем заключается специфика взаимодействия полушарий непосредственно при реализации творческого акта.

Поиск ответа привел их к мысли о необходимости исследовать межполушарную функциональную организацию представителей творческих профессий. Это привело к появлению представлений о том, что для творческого человека характерна более высокая функциональная взаимосвязь различных зон мозга.

В настоящее время поиск надежных физиологических показателей индивидуальных различий способностей, позволяющих прогнозировать (predictors) креативность, сосредоточен на следующих аспектах активности мозга.

Метаанализ исследований, в которых уровень креативности определялся различными тестами и были доступны результаты нейровизуализации, показал, что более развитая креативность предполагает активность нижней лобной и нижнетеменной извилины и их функциональную связанность (connectivity).

Целостность белого вещества базальных ядер (basal ganglia) также является достаточно надежной основой для прогнозирования развитой креативности, также как и развитые передние отделы мозжечка и извилина, прилежащая к гиппокампу. При этом нет указания на полушарную асимметрию этих показателей.

Процесс мышления на физиологическом уровне сопровождается схождением корковых связей к фокусам взаимодействия.

Их функциональное назначение состоит в синтезировании и сопоставлении приходящих сигналов, что является основой выбора решения.

Концепция информационного синтеза находит в основе осознанного творчества и мышления очень похожий механизм согласованной работы многих центров обоих полушарий, обеспечиваемой межполушарным взаимодействием.

При решении вербальных и невербальных когнитивных задач наблюдается пространственная синхронизация биопотенциалов по типу «фронтальные зоны слева — окципитальные справа», что получило название «когнитивная ось», регистрируемая в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами.

Связанность различных систем мозга в состоянии покоя (resting state functional connectivity), и особенно между системами управления и моторного планирования, рассматривается сегодня как наиболее перспективный индикатор креативности.

У гипотезы, связывающей творческий процесс с функциями правого полушария, безусловно, есть основания. Как мы уже рассматривали выше в связи с ролью правого полушария в речевых процессах, при поражениях правого полушария нарушаются именно высокие уровни речевых процессов (например, понимание пословиц, утрата способности к поэтическому творчеству и т. д. при сохранности бытовой речи), однако при различных формах афазии при поражениях левого полушария такие высокие уровни речевой деятельности нарушены еще в более грубой форме.

Очевидно, что накопленные факты относительно межполушарной асимметрии творческой активности человека носят противоречивый характер и не позволяют сделать окончательные выводы.

С учетом полушарной организации мозга вероятно, что творческая активность обеспечивается обоими полушариями, но каждое из них играет в творческом процессе свою, пока малоизученную роль.

Было бы наивно предполагать, что только правое полушарие специализировано на такого рода обработке информации.

Важно иметь в виду, что оба полушария работают в тесном взаимодействии.

Можно сделать вывод, что наиболее благоприятным условием реализации творческих процессов будет совместная работа зон и пространственная синхронизация обоих полушарий, включая передние и задние ассоциативные центры. Однако уровень активации этих центров может быть различен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)