Межполушарное взаимодействие в языковых и речевых процессах

Пожалуй, прежде всего с развитием афазиологии в конце XIX века о роли правого полушария в речи стали говорить как о викариирующей, т. е. замещающей, обеспечивающей восстановление нарушенных функций при поражениях левого полушария.

Двусторонняя представленность языковых функций — непростая проблема для понимания мозговой организации познавательных процессов. Прежде всего необходимо преодолеть дихотомический подход к латерализации речи — «все или ничего» (Bernal, Ardila, 2014). Языковая функция двусторонняя.

В речевых процессах таких дихотомий, как экспрессия–восприятие, фонология–семантика, есть еще много субфункций, и новейшие электронно-компьютерные методики позволяют выявлять функциональные и анатомические корреляты различных процессов.

Интересно
Понимание и употребление языка: истории, беседы, тексты (от СМС другу до академической диссертации) — при видимой простоте, почти автоматическом протекании в нормальной жизни для нейропсихологического анализа представляют сложную задачу.

Преимущество левого полушария при выполнении языковых заданий в большинстве лабораторных исследований — это уже достаточно достоверный факт.

Однако в отношении понимания и порождения более сложных процессов в ситуациях реальной жизни, где важны различные тексты, правое полушарие играет очень важную роль.

С позиции системно-динамического подхода к организации психических функций проблема доминантности предстает не как вопрос о преимуществе того или другого полушария в осуществлении речевой функции, а как проблема специфики «вклада» каждого полушария в процессы реализации целостной функции. Такой подход характерен для учеников школы А. Р. Лурии.

Так, в предисловии к монографии Э. Г. Симерницкой А. Р. Лурия пишет: «Факты, которые были получены за последние годы, показали, что мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) — только правым полушарием.

Психологический анализ показал, что практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредованном).

Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации».

Прежде всего, следует начать с описания и анализа симптоматики изменений речевой деятельности при локальных поражениях правого полушария мозга или подавлении функций правого полушария при направленном воздействии (электрошок, транскраниальная магнитная стимуляция).

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)