Особенности нарушения речевой деятельности при локальных поражениях правого полушария мозга

Начиная с 60-х годов ХХ века, когда обострилось внимание к функциям и их нарушениям при локальных поражениях правого полушария, появились описания речевых расстройств, отличающихся от афатических симптомов при поражениях левого полушария мозга. Альфредо Ардила представил анализ литературы, суммируя особенности нарушения речи при поражениях правого полушария и тех аспектов речевой деятельности, которые остаются сохранными при поражениях левого полушария.

При поражениях правого полушария:

  • нет фонологических и семантических подмен, характерных для левополушарной симптоматики;
  • при назывании предметов больные используют функциональные замены (circumlocusion — окологоворение);
  • часто используют слова, которые с грамматической точки зрения построены правильно, но не употребляются (неологизмы);
  • больные не испытывают дискомфорта или тревоги при подменах называния; нет признаков сомнения, колебаний или удлинения времени ответов;
  • при фонетической подсказке дается правильное название (без признания, что были трудности в поиске названия предмета).

Примеры. Локоть — сгибатель руки; часы — измеритель времени; замок — рычаг, который открывает и закрывает дверь.

Слуховая агнозия при поражениях правого полушария проявляется в трудности узнавания звуков окружающей среды (звук автомобиля, шум дождя, хлопающая дверь и т. д.), мелодий, тембров, голосов. В речевом общении это влияет, по крайней мере, на следующие трудности: непонимание просодической информации.

Просодика — мелодический узор речи, включающий вариации тона, ритма и ударения в произношении, передающие смысловое и эмоциональное содержание речи сверх словарного и грамматического аспектов. Основной составляющей просодии является интонация.

Традиционно в просодике выделяются две категории. Внутренний, или прагматический, аспект — мелодические вариации, позволяющие отличить вопрос от приказа, отличить эмоциональный смысл речи собеседника — грусть или воодушевление и т. д.

Также интеллектуальный — связь просодии с тонкими оттенками смыслов речевого сообщения — отличить сарказм, скептицизм, раздражение, циничность от похвалы, комплимента.

Например, в предложении «Он умница» интонация может менять смысл от утверждения к сомнению или к скептицизму.

Интересно
Эмоциональная просодия — придание словам звуковых вариаций, передающих эмоции: злость, радость, удовольствие, печаль, удивление. Неартикулируемая просодия — темп речи, паузы. Гиперпросодия —характерная для маниакальных состояний, например, вычурность и утрирование интонаций.

Апросодии и диспросодии при поражениях правого полушария часто сочетаются с нарушением понимания значения эмоциональных жестов.

Описание разных типов апросодии, например:

  • моторная — в спонтанной речи у больных монотонный голос без просодической вариации и нет жестикуляции; при этом эмоционально-просодическое понимание и зрительное узнавание жестов сохранно;
  • сенсорная апросодия — при сохранной просодической вариации в спонтанной речи и активной эмоциональной жестикуляции грубое нарушение понимания эмоционально-просодического значения речи и зрительного узнавания эмоциональных жестов.

Описаны также глобальная, транскортикальные моторная, сенсорная и смешанная апросодии при локальных поражениях правого полушария, в значительной степени соответствующие известным функционально-анатомическим механизмам афазий при поражениях левого полушария головного мозга.

Изменения речевой деятельности при направленном воздействии на функции полушарий при использовании метода одностороннего электрошока.

При инактивации правого полушария часто у больных нарушена способность локализовать источник звука.

Речевая деятельность лексически и грамматически полноценна, но больные проявляют несвойственную им болтливость, стремление к детализированным распространенным описаниям предметов и многословным репликам и комментариям.

Они повышено общительны, без приглашения вступают в разговор, комментируют поведение окружающих, обращаются с просьбами и советами.

Вместе с тем, в период восстановления у них сохраняются изменения голосовых и интонационных компонентов речи: гнусавость, носовой оттенок или сиплость голоса и явления фонастении.

Остается заметной также монотонность и малая экспрессия речи, мелодический рисунок её однообразен и лишен свойственных обычной речи смысловых и эмоциональных акцентов.

Обобщая, можно сказать, что все вышеперечисленные симптомы относятся к трудно вербализуемым, но важным для речевой коммуникации аспектам речевой деятельности.

Например, узнавание голоса как знакомого (родного) или чужого человека, различение голоса ребенка, молодого человека или старика имеет важнейшее значение для интерпретации смысла сообщения.

Достаточно представить себе, как воспринимается фраза: «Посмотрите, какая у меня красивая шляпка!», если она произносится голосом девочки, девушки или старческим мужским голосом.

Или, например, реакция на некий комплимент с интимной интонацией незнакомым голосом и т. д. — явно интерпретация и реакция в таких случаях будет разная, как и социальные последствия ошибок.

Современное состояние психолингвистики и нейролингвистики позволяет утверждать, что мозговая организация речевой деятельности в норме не сводима к проблеме доминантности полушарий, которая определяется главным образом по роли одного из полушарий (чаще всего левого) в экспрессивных лингвистических аспектах.

Классическое разделение функций полушарий на речевое–неречевое уже потеряло свое значение и не может служить главным фактором в анализе функциональной асимметрии мозга. На первый план выступает поиск различий в разных аспектах обеспечения взаимоотношений мозга и окружающей среды обитания и деятельности человека.

После исследований расщепленного мозга концепция доминантности (левого полушария) уже имеет историческое значение. Интерес к правому полушарию и дихотомания, которая исчерпала себя, привели к пониманию необходимости смены парадигмы.

В 2009 году вышла (и в 2019 переиздана) объемная монография английского психиатра Яна МакГилхриста «Господин и его эмиссар: разделенный мозг и созидание западного мира».

Объясняя эту интересную метафору, автор, основываясь на всестороннем обзоре многочисленной профессиональной литературы, пытается доказать, что господином, хозяином положения является то, что происходит в правом полушарии, где зарождается мысль, а левому предоставляется роль посланника, который сообщает внешнему миру о его решениях, указах и приказах.

Некая роль ответственного за связи: ведь в администрации каждого солидного учреждения есть отдел с функцией «связь с прессой», или public relations, по мнению МакГилхриста, относится к левому полушарию. Эта монография — значительное событие в истории логики развития взглядов на проблему двух полушарий мозга.

Если основываться на метафоре МакГилхриста, можно подумать, что он предлагает новую концепцию доминантности — теперь уже правого полушария.

Логический круг замкнулся. Однако на самом деле он говорит о проблеме межполушарного взаимодействия, акцентируя «разделение труда» на компоненты при выполнении сложных когнитивных задач.

Рекомендуем его презентацию-анимацию на портале TED, где в очень доступной форме представлены современные представления о специфике вклада каждого полушария в процессе обеспечения целостных функций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)