Правовой режим угля как объекта частноправовых отношений

Правовой анализ источников правового регулирования общественных отношений в угольной отрасли позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день имеется особый правовой режим угля в том числе как: как товара; как объекта отношений по перевозке морским транспортом.

В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» уголь (горючие сланцы) и продукция его переработки являются наиболее надежными и социально значимыми энергоносителями.

В отношении данного энергоносителя действующим законодательством устанавливается особый правовой режим в области его добычи (переработки) и использования.

Под использованием угля согласно ст.1 Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» понимается применение угля для сжигания в топках промышленных, бытовых тепловых установок, переработка его в целях получения твердых, жидких и газообразных очищенных энергетических ресурсов, продукции для химической и медицинской промышленности.

Налоговый кодекс выделяет горючие сланцы в отдельную группу добытых полезных ископаемых, а к группе уголь в соответствии с п.2 ст.337 отнесены:

  • антрацит;
  • уголь коксующийся;
  • уголь бурый;
  • уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

В соответствии с данной статьей Налогового кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 902 утверждены Правила определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля по каждому виду угля, указанному в подпункте 1_1 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 № 486 утверждена классификация углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Данная классификация содержит раздел по видам угля, марке угля, которая включает наименование и обозначение угля.

К видам угля отнесены:

  • антрацит;
  • уголь коксующий (газовый жирный отощенный; газовый жирный; коксовый отощенный; коксовый слабоспекающийся; отощенный спекающийся);
  • уголь бурый;
  • уголь, за исключением антрацита, угля коксующего и угля бурого (длиннопламенный; длиннопламенный газовый; газовый; слабоспекающийся; тощий спекающийся; тощий).

Следует учитывать, что уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Особенности правового режима угля обусловлены также тем, что уголь относится к опасным веществам, что находит закрепление в различных нормативных правовых актах. Данная природная особенность угля обусловливает и специфику правового режима соответствующих энергетических объектов угольной отрасли и особые требования по осуществлению работ на данных объектах, в частности, в угольных шахтах.

Так, в соответствии с п.8 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для опасных производственных объектов, указанных в п.5 Приложения 1 к указанному закону, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев) установлен II класс опасности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2013 № 550 Правила безопасности в угольных шахтах, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2012 № 636 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреждению загазирований» и иные нормативные правовые акты.

В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» при добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм проводятся работы по вентиляции шахт и дегазации. Допустимые нормы содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве, при превышении которых дегазация является обязательной, устанавливаются Правительством РФ.

Необходимо также учитывать, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 апреля 2013 года № 132 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Инструкция по определению инкубационного периода самовозгорания угля».

Данная Инструкция содержит порядок выполнения работ по определению инкубационного периода самовозгорания угля. В соответствии с п.4 Инструкции в зависимости от инкубационного периода самовозгорания уголь считается:

  1. Весьма склонным к самовозгоранию при инкубационном периоде самовозгорания менее 50 суток включительно.
  2. Склонным к самовозгоранию при инкубационном периоде от 50 и до 80 суток включительно.
  3. Не склонным к самовозгоранию при инкубационном периоде более 80 суток.

Рассматривая особенности правового режима угля как товара необходимо отметить, что в соответствии с Положением о предоставлении информации о заключении сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра угли коксующие, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн.тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн относятся к товарам, информация о внебиржевых договорах в отношении которых предоставляется биржам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об организованных торгах.

При изучении особенностей правового режима угля объекта отношений по перевозке морским транспортом необходимо учитывать положения угольных чартеров, которые содержат условия о погрузке, выгрузке угля, положения об исключении из ответственности и др.

Среди угольных чартеров следует отметить:

  • Немецкий угольный чартер 1957 г. для перевозок угля, кокса и патентованного топлива из Рурского бассейна (Германия) на все порты Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции (пересмотрен в 1975 г.) «Джерманконнорс»;
  • Советский угольный чартер 1962 г. «Совкоул» (пересмотрен в 1987 г.);
  • Угольный рейсовый чартер 1971 г. «Полкоулвой» (пересмотрен в 1976, 1988, 1990гг.);
  • Угольный чартер 1921 г. Балтийской и Беломорской морской конференции (пересмотрен в 1950 г.) «Балткон»Американский Уэльсский угольный чартер 1953 г. (пересмотрен в 1979 г.) Amerinized Welsh coal Charter 1953, (Amended1979).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)