Правовой режим электрической энергии и мощности

Правовой анализ источников правового регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что имеются особенности правового режима электрической энергии и мощности:

  • как товаров;
  • как объектов биржевой торговли.

Имеются также особенности правового режима электрической энергии как объекта внешнеэкономических сделок.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергетическим ресурсом понимаются – носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не содержит специального определения электроэнергии как энергетического ресурса.

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплены следующие разновидности мощности: установленная генерирующая мощность, максимально доступная генерирующая мощность, рабочая генерирующая мощность.

Под установленной генерирующей мощностью понимается электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта.

Под максимально доступной генерирующей мощностью понимается часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, не используемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов.

Под рабочей генерирующей мощностью понимается часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации.

Рассматривая особенности правового режима электрической энергии и мощности как товаров, следует учитывать, что в соответствии с определением оптового рынка электрической энергии, закрепленным в ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», электрическая энергия и мощность — это особые товары.

В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правилами оптового рынка, утвержденными Правительством РФ, регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В указанном пункте также установлено, что в случаях и в порядке, которые определяются Правительством РФ, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом особого товара — мощности.

В п.4 Правил оптового рынка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, предусмотрено, что торговля электрической энергией и мощностью на оптовом рынке осуществляется с использованием следующих четырнадцати способов:

  1. Торговля электрической энергией и мощностью по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности ( регулируемые договоры).
  2. Торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам на основании договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности ( свободные договоры).
  3. Торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед).
  4. Торговля мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности.
  5. Торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (конкурентный отбор заявок для балансирования системы).
  6. Торговля электрической энергией в объемах, соответствующих отклонениям, по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в договорах купли-продажи (свободные договоры купли-продажи отклонений).
  7. Торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным поставщиками в отношении мощности генерирующих объектов, определенных в соответствии с данными Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае, когда объем мощности, отобранной по результатам конкурентного отбора мощности в какой-либо зоне свободного перетока (группе зон свободного перетока), не обеспечивает удовлетворение спроса на мощность (договоры купли-продажи (поставки) мощности по итогам дополнительного отбора инвестиционных проектов).
  8. Торговля мощностью на основании договоров, заключенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, по ценам, определяемым по результатам конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, в соответствии с параметрами, заявленными в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проекте.
  9. Торговля электрической энергией и мощностью по ценам, определенным исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, установленных для поставщиков, в неценовых зонах оптового рынка.
  10. Торговля мощностью по договорам купли-продажи и договорам (поставки) мощности.
  11. Торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов в период, на который мощность таких объектов не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данных объектов в работоспособном состоянии для обеспечения установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями параметров работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования.
  12. Торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств в порядке, установленном данными Правилами.
  13. Торговля электрической энергией и мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам в целях компенсации потерь в электрических сетях (далее — потери) в порядке, установленном данными Правилами.
  14. Торговля мощностью, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на основании договоров купли-продажи (поставки) мощности, заключенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии).

Согласно п.2 ст.32 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность:

  • производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора;
  • в отношении электрической энергии — ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
  • в отношении мощности — ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности;
  • самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.

В соответствии с п.42 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности торговля мощностью осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке.

Продажа такого особого товара как мощность влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.

Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем от поставщика в течение расчетного периода, а также объем поставленной и подлежащей оплате мощности удостоверяются путем составления и подписания уполномоченными представителями  поставщика и покупателя по итогам поставки мощности за истекший расчетный период акта приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком.

Порядок составления указанного акта, а также его форма устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Необходимо также отметить, что в соответствии с п.27 Основ функционирования розничных рынков электрической энергии электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Рассмотреть особенности правового режима электрической энергии и мощности как объекта биржевой торговли можно на примере торговли, осуществляемой ОАО «Московская энергетическая биржа». Решением Наблюдательного совета НП «Совет рынка» от 28 ноября 2008 г. Биржа включена в список бирж, допущенных к торгам электроэнергией и мощностью.

На ОАО «Московская энергетическая биржа» предоставляется возможность участникам оптового рынка электрической энергии и мощности вести организованную торговлю и формировать рыночную цену на мощность, заключая свободные договоры; заключать фьючерсные контракты, позволяющие страховать риски изменения цен на электроэнергию.

Правила биржевой торговли в секции электроэнергетики ОАО «Московская энергетическая биржа» (новая редакция утверждена Советом директоров ОАО «Московская энергетическая биржа» 27.06.2014, протокол № 8) включают положения о правах и обязанностях участников торгов, о порядке получения допуска к торгам, о видах биржевых сделок, о мерах по контролю над процессом ценообразования, о порядке определения условий поставки биржевого товара, допущенного к обращению на биржевых торгах.

Согласно ст.3 Правил биржевой торговли к совершению сделок на бирже могут быть допущены только организации, имеющие статус субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности и получившие Свидетельство о получении статуса субъекта оптового рынка, выданного НП «Совет рынка» в соответствии с Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденным Наблюдательным Советом НП «Совет рынка», являющиеся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.19 Правил в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки купли-продажи биржевых товаров. Биржевыми товарами в секции электроэнергетики являются электрическая энергия, торги которой осуществляются в соответствии с Разделом II Правил, мощность, торги которой осуществляются в соответствии с Разделом III Правил.

Сделки в ходе биржевых торгов заключаются электронным способом. В контрактах используются индексы хабов, которые согласно п.22.3.3 Правил ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» рассчитывает на основании Положения об определении хабов и индексов хабов на оптовом рынке электрической энергии и мощности, утверждаемого органами управления НП «Совет рынка».

В отношении такого биржевого товара как мощность, согласно п.30.2 Правил установлено, что биржевой товар для целей совершенных сделок делится на лоты, объем которых кратен 0,25 МВт.

Рассматривая особенности правового режима мощности как биржевого товара следует учитывать, что Правилами ОАО «Московская энергетическая биржа» закреплены меры по контролю над процессом ценообразования ( ст.39 Правил). В соответствии с п.39.1 Правил участники торгов обязаны не допускать манипулирования ценами путем подачи завышенных (заниженных), экономически не обоснованных заявок на продажу (покупку) мощности.

При этом цена в заявке на продажу мощности, подаваемой для участия в биржевых торгах, может соответствовать удельной стоимости мощности, которая сложилась бы, если бы мощность продавалась по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности.

С учетом расходов на финансирование инвестиционных программ, одобренных (утвержденных) в порядке, установленном Правительством РФ, в объемах, предусмотренных такими инвестиционными программами на соответствующий период.

Рассматривая особенности правового режима электрической энергии как объекта внешнеэкономических сделок следует отметить, что Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В отношении такого особого товара как мощность Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такой оговорки не делает. Согласно п.26 ст. 2 Федерального закона  от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к товарам, являющимся предметом внешнеторговой деятельности относится в том числе электрическая энергия и другие виды энергии.

В соответствии с п.4 ст. 32 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений ст.30 данного Федерального закона. Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка.

Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются Правилами оптового рынка.

Порядок таможенного оформления и таможенного контроля электроэнергии установлен Распоряжением ГТК России от 23.05.2002 № 350-р « О таможенном оформлении и таможенном контроле электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации при параллельной работе электроэнергетических систем».

Перечни технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимую из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенным в Российской Федерации, определены Приказом Федеральной службы по тарифам от 19.07.2011 № 1485/293, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.07.2011 № 1485/293 « Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенным в Российской Федерации».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)