Правовой режим газа как объекта частноправовых отношений

Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что особенности правового режима газа — основного объекта частноправовых отношений в газовой отрасли — пока не были предметом отдельных комплексных правовых исследований. Понятие газа получило свое закрепление в Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно ст.2 под газом понимается природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» проводится также разграничение на газ природный в газообразном состоянии и газ природный в сжиженном состоянии (ст.1 ,ст.3 Федерального закона от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа»).

На сегодняшний день имеются особенности правового режима газа:

  • как товара;
  • как объекта биржевой торговли;
  • как объекта внешнеэкономических сделок;
  • как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом.

Следует учитывать, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газ отнесен к стратегическому виду энергетических ресурсов.

Необходимо также отметить, что газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями определяется в соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961.

В соответствии со ст.2_1 Закона «О недрах» в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. К таким участкам относятся в том числе расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года запасы газа от 50 миллиардов кубических метров.

Налогообложение добытого газового конденсата, газа горючего природного (растворенного газа или смеси растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемого через нефтяные скважины (попутный газ), газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа регламентируется нормами Главы 26 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газ отнесен к опасным веществам, что обусловливает также особенности правового режима данного энергетического ресурса как объекта частноправовых отношений, в том числе как объекта отношений по перевозке.

Отнесение газа к опасным веществам обусловливает особенности правового режима энергетических объектов газовой отрасли, а также установление дополнительных требований по отношению к субъектам газовой отрасли.

Рассматривая особенности правового режима газа как товара, необходимо отметить следующее.

Правовой анализ норм § 6 Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что законодатель относит газ к товарам (ст. 539, ст. 548 Гражданского кодекса РФ). При этом необходимо отметить, что законодатель указывает на возможность применения правил § 6 Главы 30 Гражданского кодекса РФ к отношениям по снабжению газом, при условии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.

Более того, в отношении возможности применения правил § 6 Главы 30 Гражданского кодекса РФ к отношениям по снабжению газом и иными энергетическими ресурсами, данная оговорка расширена путем указания на условие о том, что иное может вытекать из существа обязательства.

Особенности правового режима газа как товара установлены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который закрепляет правовые основы поставок газа, требования к поставляемому газу, принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения, Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».

Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

А также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину определяются в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».

Специфика правового режима газа как объекта биржевой торговли определяется Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 323 «О реализации природного газа на товарных биржах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром».

В соответствии с указанным Постановлением ОАО «Газпром» и его аффилирванным лицам разрешено реализовывать добытый ими природный газ на товарных биржах в определенных объемах — начиная с 2013 года в объеме до 17,5 млрд.куб.метров в год.

Согласно п.1 данного Постановления реализация природного газа в указанных объемах осуществляется исключительно на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом обеспечения выполнения ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами обязательств по ранее заключенным договорам. Необходимо отметить, что в соответствии с п.2 данного Постановления вышеуказанные Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ не применяется.

Данным положением также предусмотрено, что объем природного газа, реализуемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 323, не может превышать объем природного газа, самостоятельно реализуемого независимыми организациями на товарных биржах.

Особенности правового режима газа как объекта внешнеэкономических сделок закреплены в следующих источниках энергетического права:

  1. Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа».
  2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  4. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 191 «Об утверждении Правил определении таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ».
  5. Приказ № 1487 Федеральной таможенной службы и № 292 Министерства энергетики РФ от 19.07.2011 «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа, ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации».

Следует также учитывать, что Распоряжением Правительства РФ от 14.07.2014 № 1277-р утвержден Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного и в сжиженном состоянии, а также, что деятельность по экспорту газа природного как в газообразном, так и в сжиженном состоянии подлежит лицензированию.

Необходимо отметить, что по вопросу об определении таможенной стоимости природного газа имеется сложившаяся судебная практика.

Рассматривая особенности правового режима газа как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом следует прежде всего отметить, что согласно ст. 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основные положения о регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» — ст.21. В соответствии с данной статьей по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством РФ.

При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций — собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

Особенности правового режима газа как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом определяются также:

  • Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации»;
  • Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям для финансирования программ газификации»;
  • Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.05.2014 № 109-э/2 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром», входящим в единую систему газоснабжения, для независимых организаций».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)