Правовой режим нефти и нефтепродуктов

Правовой анализ источников правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день, сформировался особый правовой режим нефти и нефтепродуктов в том числе как:

  • как товаров;
  • как объектов биржевой торговли;
  • как объектов отношений по транспортировке магистральным трубопроводным транспортом;
  • как объектов внешнеэкономических сделок.

Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п.9 ст.339 Налогового кодекса РФ при определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст. 342_2 Налогового кодекса РФ, значение коэффициента Кд для которых составляет менее 1, должны соблюдаться все следующие требования:

  1. Учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья.
  2. Измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц.
  3. Определение количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной осуществляется на основании данных, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Согласно п.10 ст.339 Налогового кодекса РФ определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утверждаемым Правительством РФ.

Правила учета нефти утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 года № 451 «Об утверждении правил учета нефти».

Согласно п.1 Правил данные Правила устанавливают порядок осуществления учета нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче организациями, осуществляющими добычу нефти и газа . Учет нефти включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и документирование информации о количестве нефти.

Данные Правила содержат достаточно обширный понятийный аппарат, включающий в том числе определения таких понятий как залежь нефти; нефтегазовая смесь; показатели нефти; добыча нефти; подготовка нефти; сбор нефти; потери нефти непроизводственные; потери нефти фактические; потери нефти технологические и др.

Так под показателями нефти понимается совокупность технологических процессов по обезвоживанию, обессоливанию и стабилизации нефтегазоводяной смеси, направленных на получение нефти, соответствующей требованиям национального стандарта.

Под нефтегазовой смесью понимается смесь, извлеченная из недр, содержащая углеводороды широкого физико-химического состава, попутный нефтяной газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения.

Согласно п.3 Правил учет нефти осуществляется при:

  • добыче нефти;
  • подготовке и (или) транспортировке, переработке и (или) потреблении нефти, принятой от третьего лица;
  • передаче нефти третьим лицам для подготовки и (или) транспортировки, переработки и (или) потребления;
  • производстве широкой фракции легких углеводородов в процессе стабилизации;
  • использовании для производства нефтепродуктов;
  • использовании для производственно-технологических нужд и в качестве топлива;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти на начало и конец отчетного периода, в том числе после проведения ремонтных работ на объектах сбора и подготовки нефти или переработки нефти;
  • определении потерь нефти фактических за отчетный период.

В соответствии с п.4 Правил учет нефти осуществляется в тоннах. Для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых количество массы нетто нефти пересчитывается в килограммы путем деления количества массы нетто нефти в тоннах на 1000 и округления полученного результата до четвертого знака после запятой.

Формы паспорта качества нефти, сводного месячного эксплуатационного рапорта, расчета массы нетто остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти, расчета фактических остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти, порядок определения коэффициентов, учитывающих наличие свободного и растворенного газа в нефти, порядок определения плотности нефти утверждаются Министерством энергетики РФ (п.2 Постановления Правительства РФ от 16.05.2014 № 451 «Об утверждении правил учета нефти»).

Необходимо также учитывать. что в целях установления единых требований по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 № 231 утверждена Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения.

Согласно Разделу 2 данной Инструкции под нефтепродуктом понимается готовый продукт, полученный при переработке нефти, газового конденсата, углеводородного и химического сырья (синтетический бензин).

Под нефтепродуктообеспечением понимается процесс перемещения нефтепродуктов основными видами транспорта (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, речной и морской) от районов производства в районы потребления. Прием, хранение и отпуск нефтепродуктов в организациях (нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов, стационарные и передвижные автозаправочные станции и автозаправочные комплексы) осуществляется в необходимых количествах и ассортименте нефтепродуктов с целью удовлетворения потребительского спроса.

В соответствии с п.1.3. Инструкции требования данной Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.

Нормы естественной убыли нефти при хранении утверждены Приказом Министерства энергетики от 13.08.2009 № 365 «Об утверждении норм естественной убыл нефти при хранении».

Необходимо также учитывать, что достаточно подробный понятийный аппарат в отношении нефтепродуктов содержится в Техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118.

Согласно ст.3 данного Регламента основные понятия, используемые в настоящем регламенте, означают следующее:

  • «бензин» – жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием;
  • «дизельное топливо» — жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;
  • «нефтепродукт» – продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья;
  • «судовое топливо» — жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
  • «топливо для реактивных двигателей» — жидкое топливо для использования в газотурбинных (воздушно-реактивных) двигателях;
  • «топочный мазут» — жидкое остаточное нефтяное топливо для использования в стационарных тепловых и энергетических установках.

Требования, которым должны соответствовать указанные виды топлива указаны в соответствующих приложениях к данному Регламенту.

Особенности правового режима нефти обусловлены в том числе и тем, что нефть относится к опасным веществам.

В национальном законодательстве положения о нефти как опасном веществе нашли закрепление в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

В международных соглашениях предусматривается ответственность за ущерб от загрязнения нефтью, а также бункерным топливом.

Согласно п.5 ст.2 Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года нефть означает любую стойкую углеводородную минеральную нефть, в частности сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло, независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.

Под ущербом от загрязнения понимаются:

  • убытки или ущерб, причиненные вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такая утечка или слив ни произошли, при условии что возмещение за нанесение ущерба окружающей среде, помимо упущенной выгоды вследствие такого нанесения ущерба, ограничивается расходами на осуществление разумных мер по восстановлению, которые были фактически предприняты или должны быть предприняты;
  • расходы по предупредительным мерам и последующие убытки или ущерб, причиненные предупредительными мерами.

Под инцидентом понимается любое происшествие одного и того же происхождения, повлекшее ущерб от загрязнения или создающее серьезную и неминуемую угрозу причинения такого ущерба.

Согласно п.1 ст.4 Протокола за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента несет ответственность собственник судна. Если происходит инцидент, связанный с двумя или более судами, в результате которого причиняется ущерб от загрязнения, собственники всех причастных к нему судов, если они не освобождаются от ответственности согласно нормам
Конвенции, несут солидарную ответственность за всю совокупность убытков, которые не могут быть разумно разделены.

Конвенция предусматривает право собственника ограничить свою ответственность (ст.6 Протокола), при этом установлено, что собственник не имеет права ограничить свою ответственность по Конвенции, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой
ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба.

Как уже отмечалось, правовой анализ норм § 6 Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что законодатель относит нефть к товарам (ст. 539, ст. 548 Гражданского кодекса РФ).

Рассматривая особенности правового режима нефти как товара необходимо отметить, что в соответствии с Положением о предоставлении информации о заключении сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра нефтепродукты, предусмотренные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, при условии, что суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродукты, предусмотренные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, при условии, что суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродуктов, свыше 100 тыс. тонн за предшествующий год и объем сделки составляет не менее 60 тонн, а также нефть сырая, реализуемая на внутреннем рынке Российской Федерации, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн относятся к товарам, информация о внебиржевых договорах в отношении которых предоставляется биржам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об организованных торгах.

Специфика правового режима нефти как объекта биржевой торговли определяется в том числе Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 года № 1035, которым утверждены Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты.

В соответствии с п.1 Критериев регулярной и равномерной признается продажа на биржевых торгах нефти и (или) нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет продавца, при соблюдении одновременно следующих условий:

  1. Продавец распределяет годовые объемы реализации нефти и (или) нефтепродуктов на биржевых торгах по каждому виду соответствующего биржевого товара, реализуемого им и (или) его агентом на биржевых торгах, по месяцам календарного года в размере не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара согласно п.1 ч.5 ст.6 Федерального закона «О защите конкуренции», равномерно по дням и торговым сессиям в соответствующем месяце.
  2. Виды биржевого товара объединяются в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов нефти и нефтепродуктов, базисов поставки, сроков и способов исполнения обязательств.
  3. Объем заключенных продавцом и (или) его агентом на бирже сделок по продаже нефти и (или) нефтепродуктов по результатам торговой сессии составляет не менее планируемого продавцом объема реализации каждого вида биржевого товара согласно подпункту «а» настоящего пункта, за исключением случаев перераспределения объемов биржевых товаров, запланированных продавцом для реализации, в связи с отменой торговой сессии биржей.

Особенности правового режима нефти как объекта внешнеэкономических сделок определены в следующих нормативных правовых актах. В Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» закреплен порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

Для целей расчета ставок вывозных таможенных пошлин согласно п. 5 ст.3_1 Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» производится следующая классификация сырой нефти:

  • нефть сырая с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 миллипаскаль-секунд;
  • нефть сырая с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях, расположенных на участках недр, находящихся полностью или частично: в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации;
  • нефть сырая с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях, на которых соотношение начальных извлекаемых запасов нефти в залежах углеводородного сырья, расположенных в границах месторождения и отнесенных к продуктивным отложениям тюменской свиты в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Правила подтверждения факта добычи нефти сырой с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 миллипаскаль-секунд или с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на отдельных месторождениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 277.

Порядок подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 п.5 ст. 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» , а также порядок проведения мониторинга обоснованности их применения определены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября
2013 года № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 пункта 5 статьи 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения».

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2013 года № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения Приказом Министерства энергетики РФ от 3 декабря 2013 года № 868 утверждены:

  1. Методические указания по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»
  2. Форма заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую
  3. Форма справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении.

Методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также Методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».

Правила мониторинга цен на нефть сырую марки “Юралс” на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2013 № 155 О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки “Юралс” на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251.

Рассматривая особенности правового режима нефти как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом следует отметить, что согласно п.6 Правил учета нефти, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2014 № 451 нефть, передаваемая для транспортировки, должна сопровождаться паспортом качества нефти, устанавливающим соответствие значений показателей нефти, полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, составляемым организацией по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

Значение коэффициентов, учитывающих влияние температуры нефти в трубопроводах, значения коэффициентов, учитывающих влияние давления нефти в трубопроводах, утверждаются Министерством энергетики РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.05.2014 № 451 «Об утверждении правил учета нефти»).

Порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему «Восточная Сибирь — Тихий океан», с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки установлен Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов».

Под «транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам» согласно данным Правилам понимается процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по
транспортировке нефти и нефтепродуктов. Государственное регулирование тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) путем установления тарифов или их предельных уровней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)