Правовой режим энергетических объектов

В настоящем параграфе рассматриваются особенности правового режима энергетических объектов, т.е. объектов, с помощью которых осуществляется добыча, переработка, производство, транспортировка, хранение энергетических ресурсов. Особенности правового режима справедливо являются предметом правовых исследований.

Цели использования данных объектов свидетельствуют об их различном функциональном назначении. Особенности правового режима обусловлены прежде всего функциональным назначением и предусматриваются международными соглашениями, федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, локальными актами энергетических компаний.

Представляется целесообразным остановиться сначала на понятийном аппарате энергетических объектов, который закреплен в действующем законодательстве.

Прежде всего следует отметить, что уже проведена определенная унификация понятийного аппарата в отношении энергетических объектов, которая закреплена, например, в Федеральном законе «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Данный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации.

Под объектами топливно-энергетического комплекса в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Под охраняемыми объектами топливно-энергетического комплекса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Для целей данного Закона объединяющим признаком различных объектов топливно энергетического комплекса является их значимость для экономики страны и безопасности жизнедеятельности населения.

Определения понятий энергетических объектов закреплены также и в энергетическом законодательстве, регулирующем отношения в определенных отраслях энергетики.

Так, согласно ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» объектами электроэнергетики понимаются: имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено определение понятия Единой энергетической системы России под которой понимается совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В ст.7 данного закона закреплено определение единой национальной  (общероссийской) электрической сети, под которой понимается комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

В Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплено понятие системы газоснабжения, под которой понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа (ст. 2).

Федеральный закон «О теплоснабжении» закрепляет определения следующих понятий:

  • источник тепловой энергии (устройство, предназначенное для производства тепловой энергии — п. 3 ст. 2), тепловая сеть (совокупность устройств, включая центральные тепловые пункты, насосные станции, предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок — п. 5 ст. 2);
  • система теплоснабжения ( совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями — п. 14 ст. 2). Согласно ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» под ядерными установками понимаются сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
  • сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
  • другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

В данном законе также закреплены определения понятий радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов.

Под пунктами хранения согласно ст.3 данного закона понимаются стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Правовой анализ определений понятийного аппарата в отношении энергетических объектов, содержащегося в энергетическом законодательстве, позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случае данные объекты отвечают признакам объекта недвижимого имущества.

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. При этом в данном пункте сделана оговорка, что на основании закона к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Если энергетический объект представляет собой недвижимое имущество, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Более подробно характеристика энергетических объектов как объектов недвижимого или движимого имущества представлена в определенных разделах Особенной части учебника.

Остановимся немного на основных особенностях правового режима энергетических объектов, установленных энергетическим законодательством. Данные особенности установлены по отношению к праву собственности на энергетические объекты, праву пользования энергетическими объектами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.

При этом, согласно подп.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации отчуждение ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов осуществляется в составе единого производственно-технологического комплекса организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, включающего в себя недвижимое и иное имущество (за исключением ядерных материалов и радиоактивных веществ), непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Технологическое и диспетчерское управление объектами, присоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно — собственником Единой системы газоснабжения. Организация — собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией — собственником Единой системы газоснабжения.

Особенности продажи объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть установлены п. 3 ст. 8 Федерального закона от 26.03.2008 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В п.6. данной статьи установлены также особенности передачи в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

В Главе 6_1 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматриваются особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон.

В п.1 ч.1 ст.28_1 указанной главы предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для собственников, владельцев энергетических объектов установлены так-же следующие дополнительные обязанности. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» собственники, владельцы энергетических объектов обязаны предусмотреть на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса осуществление специальных мер по безопасному функционированию таких объектов и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

В этой связи необходимо также отметить, что в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ содержится перечень опасных и технически сложных объектов, к которым относятся и энергетические объекты, в частности, объекты использования атомной энергии, в том числе ядерные установки, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше, опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные согласно приложениям 1 и 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Необходимо также учитывать, что большинство энергетических объектов относятся к опасным производственным объектам, что влечет установление определенных требований к их собственникам и иным законным владельцам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с п.3 данных Правил регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В отношении опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией должна быть разработана и утверждена декларация промышленной безопасности.

Данный документ предполагает всестороннюю оценку риска аварии на опасном производственном объекте, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности (ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст. 7).

В Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий предусмотрены в том числе следующие мероприятия в отношении объекта повышенной опасности:

  • идентификацию и анализ опасностей и оценку факторов риска, включая вероятность возможного взаимодействия между веществами;
  • технические мероприятия, включая проектирование, системы обеспечения безопасности, строительство, выбор химических веществ, эксплуатацию, техническое обслуживание и систематическую инспекцию объекта.

Следует также обратить внимание, что особенности правового режима энергетических объектов касаются как порядка ввода в эксплуатацию, так и вывода энергетических объектов из эксплуатации.

Так, например, особенности приемки к эксплуатации и ввода в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, а также порядок вывода данных объектов из эксплуатации установлен Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 32, ст. 33); особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации закреплены в ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации установлен в ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» приемка к эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте указанных объектов использования атомной энергии объектами производственного и бытового назначения.

Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.

Согласно ст.33 данного закона порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должны быть предусмотрены в проекте объекта использования атомной энергии в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Решения о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются органами государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» или органами местного самоуправления в пределах их компетенции, принявшими решения об их сооружении, или соответствующими их правопреемниками и доводятся до сведения эксплуатирующей организации заблаговременно с учетом технологических и экологических возможностей эксплуатирующей организации.

Особенности правового режима энергетических объектов распространяются на весь «жизненный цикл» данных объектов, включая стадии проектирования, строительства, эксплуатации, модернизации, реконструкции, ремонта, вывода из эксплуатации.

Соответственно к собственникам, владельцам, подрядчикам, эксплуатирующим организациям установлены дополнительные требования, которые необходимо соблюдать на протяжении указанного периода с момента проектирования до момента вывода из эксплуатации.

Энергетический объект может рассматриваться в том числе:

  1. Как объект отношений по строительству, модернизации, эксплуатации.
  2. Как недвижимое или движимое имущество.
  3. Как объект отношений по купле-продаже, аренде, перевозке, транспортировке.
  4. Как объект внешнеэкономических сделок.

В Особенной части учебника основное внимание уделяется особенностям правового режима энергетического объекта определенной отрасли энергетики с учетом его функционального назначения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)