Правовое регулирование финансов организаций и финансов домохозяйств

В сферах финансов организаций и финансов домохозяйств, как и в сфере государственных и муниципальных финансов, правовые основы управления финансами установлены в различных правовых источниках. Прежде всего необходимо отметить положения ст. 34 Kонституции РФ, в которой закреплены конституционные гарантии и ограничения предпринимательства на территории Российской Федерации. Так, в данной статье установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Базовые правовые нормы в области управления финансами организаций определены в соответствующих кодексах, среди которых первоочередное значение имеет Гражданский кодекс РФ.

Финансовые отношения организаций с органами государственной власти и органа- ми местного самоуправления по поводу уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы и государственные внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с предоставлением бюджетных средств в форме прямых бюджетных ассигнований, субсидий, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций, регулируются соответственно нормами Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, относящихся к финансовому праву, рассмотренными ранее.

Помимо Кодексов, ведущую роль в правовом регулировании финансовых отношений организаций играют разнообразные федеральные законы. Правовые нормы, содержащиеся в соответствующих федеральных законах, подробно регулируют финансовые отношения в рамках каждой организационно-правовой формы.

Примерами таких законов являются Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных (муниципальных) унитарных предприятиях», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д. Ряд федеральных законов устанавливает правовые основы управления финансами организации в рамках отдельных видов деятельности.

К данной группе законов можно отнести Федеральный закон от 29.11.2001 № 156 «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25.12.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Положения федеральных законов, среди которых в первую очередь следует назвать Федеральный за- кон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» также регламентируют отношения по мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Таким образом, правовые основы управления финансами организаций прежде всего устанавливаются федеральным законодательством и в дальнейшем могут уточняться в законах субъектов РФ и в положениях муниципальных правовых актов (например, субъекты РФ и муниципальные образования могут конкретизировать на своей территории направления и формы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, при этом отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране, включая виды и формы их поддержки, регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Финансовые отношения организаций регулируются также и подзаконными правовыми актами: в указах Президента РФ может уточняться правовое положение отдельных стратегических организаций, непосредственным образом влияющее на организацию их финансов.

К таким указам можно отнести:

  • Указ Президента РФ от 29.03.2010 № 383 «О федеральном государственном унитарном Петропавловск-Камчатском авиационном предприятии»,
  • Указ Президента РФ от 05.04.2010 № 418 «Некоторые вопросы государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“»,
  • Указ Президента РФ от 23.04.2010 № 513 «О развитии открытого акционерного общества „Зарубежнефть“»;
  • в постановлениях Правительства РФ могут регулироваться финансовые вопросы осуществления организациями отдельных видов операций (например, см.: Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»), а также вопросы предоставления из федерального бюджета дополнительных средств в форме субсидий отдельным стратегическим организациям (например, Постановление Правительства от 14.09.2010 № 727 «О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу „Российские железные дороги“ на компенсацию потерь в доходах, связанных с установлением исключительных тарифов на перевозку зерна и продуктов мукомольно-крупяной промышленности»);
  • в правовых актах федеральных органов исполнительной власти содержатся правовые нормы, регулирующие источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования для организаций отдельных организационно-правовых форм или занимающихся определенным видом деятельности.

Среди таких нормативных правовых актов можно выделить приказ Минфина России от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов», приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 08.02.2007 № 07-13/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».

В ряде случаев к источникам правового регулирования финансовых отношений организаций относятся нормы международного права (например, Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге) и международные договоры Российской Федерации об экономическом сотрудничестве и торговле с зарубежными странами.

Правовые основы регулирования сферы финансов домохозяйств определяются нормами финансового и гражданского права, что обусловлено спецификой финансовых отношений домохозяйств, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, финансовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности без образования юридического лица, регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающего понятие предпринимательской деятельности, правила ее регулирования, имущественную ответственность предпринимателя и порядок расчетов с кредиторами в случае несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя.

Финансовые отношения между домохозяйством, в том числе в случае осуществления предпринимательской деятельности, и органами власти по поводу уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регулируются нормами Налогового кодекса РФ.

Финансовые отношения между членами домохозяйства и органами власти, связанные с осуществлением социальных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, регламентируются нормами Бюджетного кодекса РФ, а также специальными федеральными законами. К ним относятся Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и пр.

На основании постановлений и распоряжений Правительства РФ может осуществляться единовременная финансовая помощь гражданам, пострадавшим в результате военных действий, иных чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (например, Распоряжение Правительства РФ от 09.09.2010 № 1521-р «О выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористического акта, совершенного 9 сентября 2010 г. в г. Владикавказе»).

Кроме федеральных нормативных правовых актов финансовые отношения организаций и финансовые отношения домохозяйств регулируются правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы — финансовая конституция.

В Российской Федерации современное право, в том числе финансовое и гражданское право, проходит новый виток в своем развитии, так как не все финансовые отношения получили четкую правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона.

Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе регулирующие финансовые отношения на макро- и микроуровне, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

  • противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, проводимое в настоящее время разграничение полномочий и имущества между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления, исходя из предметов ведения и выполняемых ими функций, требует создания правовой и методической базы для регулирования этого процесса с использованием единых федеральных стандартов и правил, которые позволят устранить имеющиеся противоречия в действующем законодательстве);
  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативными правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативных правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и иных нормативных правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных правовых актах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный, псевдонаучный язык нормативных актов;
  • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативных правовых актов по финансовым вопросам.

С целью устранения перечисленных недостатков действующих нормативно-правовых актов в сфере управления финансами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и домохозяйств в настоящее время большое внимание уделяется различным направлениям совершенствования действующих правовых норм, прежде всего содержащихся в Кодексах. Так, в Указе Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» определены направления совершенствования гражданского законодательства.

Ежегодно федеральными законами вносятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, принимаются постановления Правительства РФ о разработке и внесении на рассмотрение в Государственную Думу предложений по уточнению отдельных статей Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, дальнейшее развитие гражданского, налогового, бюджетного законодательства Российской Федерации в соответствии с уровнем развития рыночных отношений, нормами международного права, на основе использования опыта модернизации финансового законодательства ведущими европейскими странами, а также решение указанных проблем в области правового оформления финансовых отношений должны обеспечить более эффективное управление финансами во всех сферах и звеньях финансовой системы РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)