Правовое государство: идеал и действительность

Основные положения классической теории правового государства, сформулированные Иммануилом Кантом (1724–1804) еще в XIX в., сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту, правовое государство, в отличие от деспотического или полицейского, само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил.

ЦИТАТА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Атрибуты правового государства по И. Канту:

  • основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие;
  • гражданское равенство – признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие тот может налагать на него;
  • атрибут гражданской самостоятельности – в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим.

В научный оборот термин «правовое государство» ввели немецкие юристы Р. Моль и К. Велькер в первой трети XIX в. В России идеи правового государства развивали В. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, В. М. Гессен. Все эти мыслители отмечали, что в правовом государстве только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения.

Правительственная монополия на силу означает установление единого, обязательного для всех порядка; исключение неравенства и разнообразия прав, которые зависели бы от социального, наследственного или иного статуса.

По справедливому замечанию немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (1818–1892), право никогда не может заменить или вытеснить основной стихии государства – силы, ибо «слабость власти есть смертельный грех государства». Однако сила государства законна лишь в том случае, если она применяется в строгом соответствии с правом. Политическая власть должна реализовать право. Что это означает в действительности?

Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он продолжает действовать, хотя государство вправе его пересмотреть и даже отменить. Это и есть режим законности, в котором праву отводится роль определения границ свободы. Иван Ильин определял правопорядок как «живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей». Отстаивая свои права, человек желает их признания и соблюдения со стороны других людей и вместе с тем вменяет себе в обязанность признавать и соблюдать чужие права. Таким образом, правовое государство цементирует не угроза применения санкций, а согласие большинства граждан добровольно исполнять предписания законов.

Из политической истории

Античная история сохранила для нас описание случая с Сократом. Его друг Критон накануне казни предложил Сократу, находившемуся в тюрьме, совершить побег. Великий философ ответил:

– Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать, вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: «Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить Законы и все Государство?»

Ответ Сократа, приведенный в диалоге Платона «Критон», весьма поучителен. Правовое государство предполагает определенные условия для своего утверждения: народ в целом и каждый гражданин в отдельности должны созреть для восприятия идеи верховенства закона во всех областях человеческой жизни. Каждый должен сознавать не только пределы собственных интересов и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к самоограничению, что очень важно и приобретается в результате длительного исторического опыта.

Русский философ П. И. Новгородцев заметил: если демократия открывает широкий простор свободной игре сил, проявляющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиняли себя некоторому высшему обязывающему их началу. Свобода, отрицающая начало общей связи и солидарности всех членов общества, понятие власти и авторитета, приходит к самоуничтожению и разрушению основ самой государственной жизни. Это неизбежно ведет к анархии и в конечном счете – к той или иной форме деспотизма.

Согласно Ш.-Л. Монтескье, свобода есть «право делать то, что позволяют законы». В правовом государстве законы имеют равную силу для всех без исключения членов общества, и даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием для освобождения от личной ответственности. Как утверждал немецкий философ Карл Ясперс (1883–1969), человек остается человеком, и даже лучший из людей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями.

Основные права и свободы

В правовом государстве закон служит невидимой границей между коллективом и индивидом, при этом законодатель подзаконен так же, как и гражданин. Подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав.

Личные права и свободы – это возможности, ограждающие человека от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, которые призваны обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными, тем не менее в узком смысле под личными правами понимаются только те права, которые непосредственно защищают личную жизнь и свободу человека. К ним относятся: право на жизнь; личная неприкосновенность; уважение, защита чести и достоинства; свобода совести; неприкосновенность жилища; свобода передвижения и выбор места жительства и др.

Пример

Содержание права на личную неприкосновенность раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы; в установлении строжайшего запрета на насилие, пытки, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение; в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении здоровья человека; в реализации презумпции невиновности. Эта последняя означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

Неприкосновенность личности обеспечивается законными рамками полномочий органов власти правового государства. Право личной неприкосновенности дополняется принципами неприкосновенности жилища и переписки.

Социально-экономические права и свободы представляют собой возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К этой группе прав и свобод относятся: право на труд, отдых; социальное обеспечение; жилище; право наследования и пр. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируются ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск.

Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного, технического и художественного творчества.

Политические права и свободы личности представляют собой возможности человека реализовать его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; на участие во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и пр. Так, право на объединение (свобода ассоциаций) означает возможность свободного создания политических и общественных организаций, добровольность вступления и выхода из них.

Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, однако и гражданин, в свою очередь, несет ответственность перед государством: он обязан соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду. Защита Отечества также является долгом и обязанностью гражданина.

Из политической истории

Некоторые идеи и формулы правового государства впервые получили законодательное закрепление в Конституции США 1787 г. и в Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Великой французской революцией 26 августа 1789 г. Выделим несколько положений, зафиксированных в Декларации:

  • свобода состоит в возможности делать то, что не приносит вред другому;
  • закон есть выражение общей воли; все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании;
  • все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.

В XX в. концепция правового государства в связи с развитием международной интеграции была дополнена идеей о необходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества. Многие европейские государства приняли решение о приоритете международного права. В соответствии с этим принципом в случае расхождения закона страны с международным договором национальные суды обязаны руководствоваться положениями международного договора. Таким образом, к числу отличительных признаков правового государства политологи относят сегодня не только верховенство закона, но и его соответствие международному праву.

В заключение перечислим основные характеристики правового государства:

  • приоритет прав человека;
  • свободный и независимый суд;
  • принцип верховенства конституции по отношению ко всем другим законам;
  • взаимная ответственность гражданина и государства;
  • принцип разделения властей;
  • приоритет норм международного права.

Идея правового государства находит выражение в конституции страны. Основной закон ФРГ, в частности, гласит, что законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – законом и правом. В Конституции РФ указано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Однако, к сожалению, реальные правовые практики российской государственности еще далеки от идеала правового государства, поэтому определение России в качестве правового государства можно пока рассматривать как политическую цель, к которой мы все стремимся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)