Политическое лидерство как призвание и профессия

Лидерство существует во всех сферах жизни: в бизнесе, науке, искусстве, семье, школе. Без лидерства невозможно представить себе развитие общества, поэтому интерес к исследованию лидерства всегда присутствовал в общественных науках.

Определение понятия

Лидер (англ. leader – «ведущий, руководитель») определяется как лицо, способное воздействовать на других людей в целях организации какой-то совместной деятельности, что особенно ярко проявляется в сфере политики. Политический лидер – это не просто организатор политических действий и движений, а человек, способный изменить ход истории, направление политического процесса, обозначить перспективные цели политики.

История политической мысли и мировая литература оставили множество портретов ярких политических лидеров прошлого.

Пример

Известный французский писатель Ромен Роллан (1866–1944) создал театральную эпопею на темы Французской революции: цикл из восьми пьес о выдающихся политических лидерах – Робеспьере, Дантоне, Бабефе, Сен-Жюсте. Яркое художественное воображение писателя воссоздало живые образы политиков-трибунов, позволив нам глубоко проникнуть в психологию политического лидерства. Наиболее сильное впечатление оставляет автопортрет Дантона, который Роллан воспроизводит в одноименной пьесе устами своего героя:

«Дантон не отрекается – он временно выходит из боя, но он всегда готов вернуться. Будь спокоен: я один сильнее их всех. Такие люди, как я, не боятся забвения: когда они умолкают хотя бы на миг, в мире тотчас же образуется страшная пустота, и никто не в силах ее заполнить… Я их всех расшвыряю! Я привык биться с чудищами. В детстве я любил дразнить быков. Мой приплюснутый нос, рассеченная губа, вся моя рожа – вот память об их окровавленных рогах. Как-то раз в поле я с громким криком бросился на полудиких кабанов, и они мне пропороли живот. Так мне ли бояться?..»

Макс Вебер в своей классической работе «Политика как призвание и профессия» (1919) поставил вопрос о политическом лидерстве в этическом плане: каким надо быть человеку, чтобы ему было позволительно приложить руку к движению истории? Главными качествами политического лидера, по мнению Вебера, должны быть страсть, чувство ответственности и глазомер. Страстная ориентация на существо политического дела, самоотдача делу, тому богу или демону, который этим делом повелевает, – вот первый закон лидерства.

Впрочем, одной только страсти недостаточно. Она не сделает из человека политического лидера, если его страстное служение не будет ответственным: ответственность – путеводная звезда лидерства. Решающее психологическое качество, благодаря которому соединяются воедино страсть и ответственность, – это глазомер. Вебер утверждал, что глазомер лидера представляет собой «способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям». Отсутствие дистанции – один из смертных грехов политика, ибо проблема в том и состоит, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер.

Цитата

«Политика, – писал Вебер, – есть мощное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером… Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глупым или слишком подлым для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все-таки!», – лишь тот имеет профессиональное призвание к политике».

Можно заниматься политикой, т. е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них, и в качестве политика «по случаю», и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на политическом собрании, произносим политическую речь. Отношение многих людей к политике подобными действиями и ограничивается. Политиками «по совместительству» являются, например, доверенные лица или правление партийно-политических союзов, которые занимаются такой деятельностью лишь по необходимости. Для них политика не становится первостепенным делом жизни ни в материальном, ни в духовном отношении.

Вебер подчеркивал, что есть два способа сделать из политики профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Данная противоположность отнюдь не исключительна, напротив, обычно по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально делают то и другое. Тот, кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит свою жизнь из этого: либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)