Правоприменительная техника

В юридической литературе высказывалось мнение о необходимости выделения более общей категории – техники реализации права, которая включает в себя технику исполнения, использования, соблюдения и применения права.

В целом такая позиция имеет право на существование, поскольку, например, реализация норм гражданского права о договорах предполагает использование соответствующих технико-юридических средств оформления, заключения и исполнения гражданско-правовых сделок.

Однако именно правоприменительная техника в силу того, что процесс правоприменения завершается изданием властного правоприменительного акта и требует использование уполномоченными должностными лицами специального правового инструментария, нуждается в самостоятельном изучении.

Юридическая наука сформировала два подхода к пониманию правоприменительной техники. Сторонники «узкого» подхода последним понятием охватывают совокупность приемов и средств подготовки самого правоприменительного акта.

Предшествующие изданию правоприменительного акта действия таким подходом не охватываются. В таком случае правоприменительная техника требуется только на завершающем этапе правоприменения, когда у правоприменителя уже есть готовое решение по делу и ему необходимо только облечь его в надлежащую форму.

Сторонники «широкого» подхода считают, что понятием правоприменительной техники охватываются технико-юридические средства сопровождения всех этапов правоприменительного процесса: установление фактических обстоятельств дела, юридическая квалификация и принятие правоприменительного решения.

Так, Е. Н.Швед понимает под правоприменительной техникой самостоятельный вид юридической техники, представляющий собой совокупность средств и приемов, используемых и применяемых в соответствии с определенными правилами для подготовки актов применения права, а также выполнения действий, предшествующих их принятию.

Правоприменительная техника не является однородным понятием. Можно выделить различные основания ее классификации.

С точки зрения субъектов правоприменения и видов юридической деятельности выделяют судебную, контрольно-надзорную, административную, адвокатскую, нотариальную и иные виды правоприменительной техники.

На основе отраслевого критерия различают технику применения норм уголовного, гражданского, административного, трудового права и т. п.

С точки зрения стадий процесса правоприменения правоприменительная техника подразделяется на технику установления фактических обстоятельств дела, технику юридической квалификации дела, технику принятия, оформления правоприменительного акта (и в некоторых случаях – придания ему легальной силы).

В структурном плане правоприменительная техника включает в себя технико-юридические средства, приемы (способы) и правила.

Средства правоприменительной техники – элемент правоприменительной деятельности, представляющий собой преимущественно объективированный результат правоприменительных действий субъектов правоприменительного процесса, юридически значимых действий иных участников процесса применения права, а также нормативно установленные модели осуществления правоприменительной деятельности.

Особой разновидностью технико-юридических средств являются процедуры – нормативно определенные модели производства правоприменительных операций.

Интересно
Способы правоприменительной техники – действия субъектов правоприменения, направленные на решение определенных задач в рамках той или иной стадии процесса правоприменения, влекущие за собой соответствующие результаты, позволяющие достигать локальные и генеральные цели правоприменения и обеспечивать поднормативное регулирование в конкретной социально-правовой ситуации.

Правила правоприменительной техники – требования, предъявляемые к способам и средствам правоприменительной техники (включая их перечень, условия, порядок и пределы использования) как получившие нормативное закрепление в юридических нормах, так и не имеющие такового.

На каждом этапе правоприменительного процесса набор средств, приемов и правил будет отличаться.

На этапе установления фактических обстоятельств дела используются различные процессуальные, технические, программные средства доказывания.

Еще в 1981 г. Р. Лукич в гипотетическом ключе рассуждал о возможности использования кибернетики для поиска среди огромного массива нормативного материала необходимой для конкретного случая правовой нормы.

Эти размышления в современных условиях внедрения технологий искусственного интеллекта приобретают особую актуальность. В некоторых случаях процесс доказывания не требуется. В этом случае на стадии правоприменения используются рассмотренные нами ранее презумпции, фикции, аксиомы.

В качестве правоприменительного средства, освобождающего от необходимости доказывания определенных фактических обстоятельств, можно считать также преюдицию – признание действительными обстоятельств, установленных и подтвержденных вступившим в силу решением суда (ст. 90 УПК РФ).

К приемам правоприменительной техники на первом этапе правоприменения могут быть отнесены сами действия по доказыванию фактических обстоятельств, которые могут слагаться из таких логических операций, как выдвижение гипотез, версий, опровержения, аргументации, сравнения, аналогии и пр.

Правила установления фактических обстоятельств дела раскрыты в уголовно-процессуальном (гл. 11 УПК РФ), гражданскопроцессуальном законодательствах (гл. 6 ГПК РФ). В соответствии со ст. 88 УПК РФ оценка собранных доказательств осуществляется на основе принципов относимости, достоверности, допустимости и достаточности.

На втором этапе юридической квалификации правоприменитель осуществляет поиск необходимой правовой нормы и осуществляет ее толкование. Для поиска необходимой нормы права могут задействоваться программно-технические средства, в том числе справочно-правовые системы.

На этом этапе практическое воплощение получают приемы и средства нормотворческой техники, но при этом правоприменитель использует собственный инструментарий анализа нормативноправового материала.

Так, на данном этапе применяются различные способы толкования правовых норм:

  • грамматический. Заключается в анализе текстовой оболочки правовой нормы посредством применения правил орфографии, пунктуации, изучения соединительных союзов, окончаний и пр.;
  • логический. Предполагает рассмотрение текста правовой нормы с позиций формальной логики. В этом случае изучается не грамматическое выражение текста, а те понятия, которые в нем содержатся, правильность их формулирования, взаимосвязь понятий между собой;
  • системный. Поскольку право в целом обладает свойством системности и различные нормы права между собой взаимосвязаны, данный способ предполагает установление этой связи между нормами в пределах института права, отрасли права, всей системы права в целом. Например, для уяснения норм Особенной части
    УК РФ о преступлениях против собственности невозможно обойтись без знаний соответствующих норм гражданского права, определяющих понятие и содержание самого права собственности;
  • историческое толкование. Предполагает уяснение смысла правовой нормы, исходя из той исторической обстановки, в которой изначально формировалась буква закона;
  • функциональный способ. Позволяет на основе функционального подхода определить те цели, ради которых вводилась соответствующая правовая норма.
    Сама юридическая квалификация, т. е. логический мыслительный процесс по соотнесению установленных фактических обстоятельств дела с гипотезой и диспозицией правовой нормы рассматривается в качестве основного приема правоприменительной техники.

Также в качестве правоприменительного приема выступает конкретизация нормативных положений. Как отмечает М. В. Залоило, «в процессе правоприменительной конкретизации содержание общей юридической нормы конкретизируется, индивидуализируется применительно к отдельному обстоятельству, факту или их совокупности».

В процессе применения права правоприменитель может столкнуться с ситуацией правовой неопределенности, наличия пробелов и коллизий в праве. В этом случае ему предстоит использовать специфические приемы и средства преодоления пробелов и разрешения юридических коллизий.

К числу основных способов преодоления пробелов в праве относят аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона представляет собой способ преодоления пробельности права посредством применения к общественным отношениям правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.

Аналогия закона возможна при соблюдении следующих условий:

  • общественные отношения, требующие регулирования, находятся в сфере правового регулирования и в отношении них нет квалифицированного молчания законодателя;
  • общественные отношения не урегулированы нормой права;
  • имеется правовая норма, рассчитанная на регулирование схожих общественных отношений.

В случае невозможности применения аналогии закона (отсутствие схожей правовой нормы) применяется аналогия права – решение дела на основе общих правовых принципов (справедливости, разумности, добросовестности и др.).

К способам преодоления пробелов в праве в юридической литературе относят также субсидиарное применение правовых норм.

Так, в соответствии со ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство. Однако в этой ситуации вряд ли возможно говорить о наличии пробела в праве. Скорее возможность субсидиарного применения обусловлена стремлением законодателя придерживаться принципа нормативной экономии, избегать дублирующего регулирования схожих общественных отношений.

Юридические коллизии, как и пробелы в праве, могут быть полностью устранены только в результате правотворческого процесса.

Однако юридическая наука выработала общие правила разрешения юридических коллизий, которые могут быть использованы в процессе применения права:

  1. При коллизии между актами различной юридической силы приоритет отдается нормам акта, имеющего большую юридическую силу.
  2. При коллизии между актами одинаковой юридической силы приоритет имеет акт, изданный позднее.
  3. При коллизии между федеральным нормативным правовым актом и актом субъекта Российской Федерации коллизия разрешается на основании разграничения предметов ведения и полномочий (по предметам исключительного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приоритет имеют федеральные нормативные правовые акты).
  4. При коллизии между общей и специальной правовой нормой приоритет отдается специальной норме (сформулированный еще римской юриспруденцией принцип «lex specialis derogat generali» – «специальный закон отменяет действие общего»).

Многие вопросы разрешения коллизий между федеральными законодательными актами, актами Российской Федерации и ее субъектов, между актами высших органов государственной власти регулируются на конституционном уровне (например, ст. 4, 15, 16, 76, 90, 115 Конституции РФ). При этом в п. «п» ст. 71 Конституции РФ при определении предметов ведения Российской Федерации упоминает федеральное коллизионное право.

На третьем этапе правоприменительного процесса происходит принятие решения по делу и вынесения соответствующего правоприменительного акта (совершение юридического значимого действия). При принятии правоприменительного решения используется весь арсенал юридических и логических средств, который применялся на этапе установления фактических обстоятельств дела, поиска и оценки необходимой нормы права.

По мнению А. С. Логинова, техника решения дела включает в себя следующие юридические средства: правовые процедуры принятия решения, порядок доказывания, отдельные средства доказывания (результаты криминалистических исследований, показания свидетелей, заключения экспертов и пр.).

В качестве специфического способа принятия решения автор рассматривает способ сопоставления правовой ситуации со сложившейся правоприменительной практикой. В качестве специфического средства решения дела при коллегиальном рассмотрении дела учитывается особое мнение судьи (правовая позиция).

Оформление правоприменительного акта-документа предполагает использование тех правил, средств и приемов, которые применяются при издании нормативных правовых актов. Так, к индивидуальным правоприменительным актам предъявляются те же языковые требования доступности, ясности, краткости, четкости.

Правоприменительный акт должен содержать обязательные реквизиты: название, место, время его принятия, орган, его издавший, субъекты, которым он адресован.

Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.).

Структура правоприменительного акта может различаться в зависимости от его разновидности. Так, судебное решение включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

При оформлении правоприменительных актов используются технические средства и материалы (компьютеры, оргтехника, расходные материалы и пр.), а также средства регистрационного учета.

Последние необходимы для подтверждения получения документов, их вручения, отправки (штампы, надписи, печати, регистрационные номера и др.).

Среди приемов правоприменительной техники можно также выделить средства и способы придания документам юридической силы. Среди таковых наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация.

Например, права на недвижимое имущество и некоторые сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Придать легальный характер некоторым документам могут органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)