Правонарушения посягающие на памятники

В рамках настоящего параграфа необходимо затронуть сначала такую межотраслевую проблему, как государственный контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, который выступает разновидностью государственной охраны памятников истории и культуры в целом (ст. 9 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”).

Государственный контроль, помимо прочего, является государственно-властной деятельностью. Это проявляется в том, что контрольные органы дают подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков, а также в том, что контрольные органы могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц и в ряде случаев применяют меры государственного принуждения.

Сущность контроля заключается в том, что специальные субъекты, используя организационно-правовые способы и средства в пределах своей компетенции, выясняют соответствие деятельности подконтрольных объектов нормативным правовым предписаниям, требованиям закона и поставленным перед ними задачам; оценивают результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от намеченных целей, способов и результатов их достижения; принимают меры по предотвращению вредных последствий и привлечению к ответственности.

Интересно
На сегодняшний день законодательство об объектах культурного наследия особо выделяет понятие государственного контроля за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры, который, например, согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1204 осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения последствий нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с  законом г. Москвы “Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры” государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры понимается как обеспечение выполнения всеми федеральными и городскими государственными органами, юридическими лицами и гражданами обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством г. Москвы.

Как видно из приведенного определения, государственный контроль ассоциируется прежде всего с исполнением обязанностей всеми участвующими в отношениях субъектами, что связано в первую очередь с теми мерами воздействия, которые будут применяться к нарушителям, не исполнившим своих обязанностей.

Уголовно наказуемые и административно наказуемые деяния в рассматриваемом случае будут объединены общим для них объектом, который имеет межотраслевой характер и представляет собой общественные отношения, возникающие по поводу создания, воссоздания, использования, владения, распоряжения, сохранения, популяризации и пропаганды памятников истории и культуры.

Создание памятников истории и культуры означает их изготовление. Культурные ценности могут создаваться и современниками, а значит, такими ценностями могут быть предметы, которые, например, имеют отношение к Новой или Новейшей истории России (связаны с освоением космоса, полярными экспедициями, важными политическими событиями, таковы мемориальные квартиры и дома выдающихся личностей, космические аппараты и т.п.).

Воссоздание памятников истории и культуры мы рассматривали выше. Их использование означает основанное на законе извлечение из них полезных свойств. Так, разновидностью использования будет размещение в стенах недвижимых памятников истории и культуры тех или иных организаций либо музеев, куда будет открыт платный доступ. Владение памятниками означает основанное на законе фактическое обладание такими ценностями, возможность иметь их у себя, числить на своем балансе, содержать в собственном хозяйстве. Распоряжение означает основанную на законе возможность определения юридической судьбы памятников путем изменения их принадлежности (отчуждение по договору, передача по наследству и т.д.)

Особенности осуществления полномочий использования, владения и распоряжения культурными ценностями собственником или иным законным владельцем отражаются в отечественном гражданском, градостроительном, земельном законодательстве, а также непосредственно в Федеральном законе “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.

В частности, речь идет о гл. 8 “Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия” данного Закона. Согласно ст. 48 это главы объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если другой порядок не установлен федеральным законом.

Интересно
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем этим объектом культурного наследия.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Сохранение (сохранность) памятников истории и культуры означает комплекс указанных в названном законе мероприятий (работ), направленных на обеспечение физической сохранности таких ценностей. Угрозами сохранности могут быть различные факторы химического, физического, термического и прочего характера, которые имеют как естественное, так и искусственное происхождение.

Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры предусматривает консервацию объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Статьи 41-44 указанного Закона дают определения названных категорий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)