Проблема сохранности памятников

Несмотря на то что проблема сохранности памятников стоит довольно остро, нельзя не заметить растущую активность институтов гражданского общества, чьи усилия направлены на противодействие “убийственной” градостроительной политике и чиновничьим злоупотреблениям, без которых эта политика невозможна.

Контроль за сохранением объектов культурного наследия предполагает активное участие населения, особенно крупных городов, обладающих инвестиционной привлекательностью. Как уже говорилось выше, современные города, прежде всего мегаполисы, не могут превращаться в музеи под открытым небом, где невозможна никакая созидательная деятельность, а городские ландшафты неприкосновенны.

В таком случае прекратилось бы их развитие. Задача в другом: оптимально сочетать сохранение старины и поступательное развитие цивилизации на тех или иных территориях при обязательном мониторинге общественного мнения проживающего там населения, его учете при принятии градостроительных и прочих решений.

Информация
Практика последних лет показывает, что “глас народа” не учитывать нельзя. Наиболее ярким примером является противостояние части общественности Санкт-Петербурга, органов охраны памятников, с одной стороны, и правительства Северной столицы и застройщиков – с другой, по поводу возведения “газпромовского” 400-метрового небоскреба “Охта-центр” на правом берегу Невы в Красногвардейском районе.

Несмотря на мощное лоббирование этого проекта и на региональном, и на федеральном уровне, “протестная” волна была столь высока, что бывший губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко заявила об отказе от строительства на ранее выбранном участке и о переносе стройки в другое место, чтобы избежать нарушений федерального законодательства и не наносить ущерба панораме исторического центра города.

Следует подчеркнуть, что, по мнению некоторых экспертов, решительная позиция Росохранкультуры, выступившей также против строительства “газоскреба”, послужила одной из причин упрозднения этой службы.

В России, в частности в Москве, действует несколько общественных организаций, занимающихся охраной памятников истории и культуры. Это Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Московское общество охраны архитектурного наследия, общественное движение “Архнадзор” и др., а также ряд научных учреждений и органов, которые можно отнести к общественным институтам, например Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

Оценивая итоги деятельности “Архнадзора”, Р.Э. Рахматуллин отмечает следующие положительные результаты: В рамках организации были объединены подлинные единомышленники, ратующие за охрану и восстановление памятников истории и культуры, готовые к практическим действиям, что, в свою очередь, привлекало к организации многих сочувствующих, поддерживающих;

Удалось добиться определенного уровня гласности при проведении экспертиз о признании либо непризнании тех или иных объектов памятниками истории и культуры, поскольку экспертное заключение является центральным звеном в деле сохранения памятников (“Мы не позволим экспертам писать свои бумажки в тишине… их можно даже не комментировать – они пишут, мы печатаем”);

Удалось привлечь внимание общественности к проблеме сохранения памятников истории и культуры, что воплотилось в так называемой публичной экспертизе (“Не знаю, смогу ли я аккредитоваться в Росохранкультуре в качестве эксперта, пишущего заключения… но есть другая экспертиза – публичное суждение… возник круг комментаторов для прессы, не обязательно членов Архнадзора, но людей, которые могут честно и ясно оценить проблему”); достигнуты успехи по сохранению конкретных памятников и объектов исторической застройки.

Как нетрудно заметить, памятники истории и культуры, являясь ядром соответствующих правоотношений, формируют межотраслевой правовой институт, что позволяет некоторым специалистам выделять специальную отрасль права – право культурного наследия и ставить вопрос о кодификации норм этой отрасли, т.е. о кодексе культурного наследия РФ. Памятники истории и культуры способствуют проведению научных изысканий в сфере их правового регулирования, стимулируют совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)