Устойчивое развитие культуры страны

На сегодняшний день культура выступает одним из приоритетов устойчивого развития нашей страны. Культура, как отмечал Н.К. Рерих, “есть свет… есть сердце”. Мировая история показывает, что выживают только те государства и народы, которые сумели сберечь и приумножить свою культуру, ведь она является душой народа.

Как и всякое социально значимое благо, культура подвержена различным угрозам, одной из которых являются посягательства на объекты культуры, а если быть более точным – на культурные ценности, выступающие ее фундаментом. Роль таких ценностей многообразна и уникальна: будучи движимыми и недвижимыми, материальными и духовными, светскими и религиозными, они составляют неповторимое культурное богатство России, ее важнейший стратегический ресурс, до настоящего времени еще не оцененный по достоинству.

Среди таких ценностей особое место занимают недвижимые памятники истории и культуры, которые также обладают особыми спецификой и значением. Эти памятники выполняют ряд важных социальных функций, имеющих первостепенное значение для личности, государства и общества. Особая отрасль знаний – памятниковедение изучает эти предметы как неоценимый источник социальной информации, послания прошлых поколений будущим, предостерегая от повторения роковых ошибок, напоминая о трагической судьбе тех или иных народов и стран.

Интересно
К настоящему времени складывается обширная нормативно-правовая база, регулирующая отношения по поводу недвижимых памятников истории и культуры, включающая в том числе так называемые охранительные (административные и уголовно-правовые) нормы, которые предусматривают ответственность за посягательства на эти объекты.

Юридическая ответственность за причинение ущерба памятникам выступает в данном случае в качестве особой формы государственного контроля за памятниками, хотя усилий только одного государства в этом отношении недостаточно – ни одно из них, пускай даже самое богатое, не может в одиночку решить проблему сохранности своего культурного наследия, поскольку без широкого участия в этом благородном деле институтов гражданского общества и населения в целом сберечь памятники невозможно, равно как невозможно решать данную проблему только путем карательного воздействия на правонарушителей.

Основным источником угроз памятникам является волевая и осознанная деятельность человека, которая может отличаться вариативностью. Войны, вооруженные конфликты, террористические акты, хулиганские действия вандалов, хозяйственная (прежде всего строительная) деятельность, бездействие собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия, коррупционные действия чиновников – все это и многое другое на сегодняшний день угрожает памятникам. Мы можем рассматривать эти объекты в качестве своеобразной жертвы правонарушений, в частности преступлений, ведь неслучайно многие называют памятники одушевленными предметами.

Изучение материалов правоприменительной практики показывает, что реализация нормативных предписаний, устанавливающих ответственность за причинение вреда памятникам истории и культуры, сопряжена со многими трудностями. Часто правоприменители квалифицируют деяния, имеющие все признаки состава преступления, как административные проступки. В настоящее время не сложилось единого понимания повреждения памятника истории и культуры, что может повлечь неправильную квалификацию содеянного и т.д.

Одной из важнейших черт памятников является их подлинность, аутентичность, которая очень часто ставится под угрозу в результате варварских реконструкций и реставраций, что характерно прежде всего для крупных городов. Проблема так называемых новоделов существовала и ранее, но никогда не стояла так остро, как сейчас.

Совершенно очевидно, что охрана памятников – актуальная задача не только для России, но и для других стран, особенно тех, культурное наследие которых отличается богатством и самобытностью (прежде всего стран Европы). Как показывает изучение зарубежного опыта, в этих странах существует достаточно развитое законодательство об охране недвижимых памятников истории и культуры, причем оно может быть как кодифицированным (уголовные кодексы), так и некодифицированным (специальные законы об охране таких объектов).

Помимо собственно карательных мер, зарубежное законодательство содержит много поощрительных норм и стимулов для собственников и иных законных владельцев памятников, которые несут бремя их содержания: налоговые льготы, льготы по арендной плате, дотации на реставрацию памятников и т.д.

“Тяжелой артиллерией” в деле правовой охраны памятников выступает уголовное законодательство об ответственности за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры: Уголовный кодекс РФ содержит специальную ст. 243, карающую за это преступление. Данная норма является бланкетной, в связи с чем многократно возрастает роль знания позитивного законодательства о памятниках истории и культуры, поскольку, как показывает изучение материалов следственно-судебной практики, нередки случаи необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела в силу недостаточной компетентности и малограмотности сотрудников соответствующих органов.

Интересно
Надеемся, что анализ объективных и субъективных признаков этого преступления, проведенный в настоящей работе, позволит всем заинтересованным субъектам “памятникоохранной” деятельности лучше ориентироваться в хитросплетениях квалификации преступных действий, и это будет способствовать в том числе назначению справедливого наказания за их совершение.

В рамках одной работы невозможно охватить весь круг проблем, связанных с охраной памятников истории и культуры. Поэтому следует всячески приветствовать стремление исследователей данной темы к дальнейшим изысканиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)