Правительственные проекты

В России идеи конституции и конституционализма стали появляться в XVІІІ в., однако первые попытки подготовить проекты российской конституции относятся к началу ХІХ в.

Интересно
Проект М. М. Сперанского. В 1809 г. советник Александра І по административным вопросам М. М. Сперанский по распоряжению императора подготовил конституционный проект «Введение к уложению государственных законов», в основу которого легли идеи целого ряда западноевропейских мыслителей. Проект М. М. Сперанского предполагал организацию государственного управления на основе принципа разделения властей. Законодательную власть, по его проекту, осуществляли  Государственная дума и местные думы (без права законодательной инициативы).

Государственная дума и местные думы должны были быть выборными из среды имущей части народа.  Исполнительная власть передавалась министерствам. Судебная власть реализовалась самостоятельной судебной системой во главе с Сенатом — высшей инстанцией. Во главе государства стоял монарх. При монархе проектировался Государственный совет, на который возлагались совещательные функции.

Таким образом, проект Сперанского предполагал учреждение в Российской империи конституционной монархии. В 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку с государственной службы и сослан в Нижний Новгород. Из его проекта в жизнь была претворена лишь идея создания при монархе Государственного совета.

Проект Н. Н. Новосильцева. В 1818 г. по инициативе Александра І началась работа над еще одним проектом российской конституции — «Уставной грамотой Российской империи». Руководил работой крупный государственный деятель той эпохи Н. Н. Новосильцев. Непосредственным автором конституционного проекта был французский юрист П. И. Пешар-Дешан.
«Уставная грамота» — документ по своему содержанию компилятивный. В нем были использованы идеи, взятые из Польской конституции 1815 г.7, французских конституционных хартий 1814 и 1830 гг., конституций германских государств — Баварии и Вюртемберга, а также идеи крупных отечественных мыслителей М. М. Сперанского и Н. М. Карамзина.

Проект Н. Н. Новосильцева предполагал учреждение в Российской империи двухпалатного парламента — Сейма. Причем законодательная инициатива должна была принадлежать исключительно императору. Император, по проекту, являлся главой исполнительной власти. Уставная грамота предусматривала провозглашение гражданских прав и свобод, таких как свобода слова, вероисповедания, равенство всех перед законом (только для христиан), неприкосновенность личности, свобода печати, право частной собственности. По мысли Н. Н. Новосильцева, Российская империя должна была стать федеративным государством.

В 1820 г. был составлен проект манифеста, подлежащего обнародованию вместе с Грамотой в целях разъяснения ее основных идей. Но этот документ так никогда и не был опубликован.

Проект В. А. Долгорукова. В 1850-е гг., в преддверии «великих реформ» Александра ІІ, шеф жандармов В. А. Долгоруков подготовил проект конституции для России, который носил название «Государственный устав». Проект предусматривал введение двухпалатного парламента — Земской думы и Боярской думы.

Верхняя палата — Боярская дума — должна была играть роль арбитра в спорах между Земской думой и правительством. Законодательная власть принадлежала императору и обеим палатам парламента. Исполнительная власть находилась полностью в руках императора: он назначал и смещал высших государственных чиновников. Личность императора объявлялась священной и неприкосновенной.

Проект М. Т. Лорис-Меликова. В конце 70-х гг. ХІХ в. в Российской империи обострилась внутренняя ситуация, в частности увеличилось количество террористических актов против представителей власти. С целью преодоления кризиса в 1880 г. министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов составил программу конституционных реформ.

Проект Лорис-Меликова предполагал создание в Российской империи двухпалатного парламента (Общая комиссия и Государственный совет). Причем нижняя палата — Общая комиссия — должна была избираться губернскими земскими собраниями и городскими думами.

Интересно
Император Александр ІІ одобрил программу реформ. На 4 марта 1881 г. было назначено обсуждение проекта. Но 1 марта 1881 г. в Санкт-Петербурге император был убит террористами. Новый император, Александр ІІІ, не разделял взглядов автора программы конституционных реформ — напротив, он был сторонником абсолютной монархии, поэтому отказался утвердить предложения М. Т. Лорис-Меликова. На этом историческом этапе Россия была наиболее близка к возможности эволюционного развития государственно-политической системы в сторону ограниченной монархии.

Таким образом, все правительственные проекты конституций планировали создать в Российской империи представительное учреждение (парламент): Государственную думу (М. М. Сперанский), двухпалатный Сейм (Н. Н. Новосильцев),

Государственный совет (П. А. Валуев)10, Общую комиссию и Государственный совет (М. Т. Лорис-Меликов). По этим проектам парламент призван был в большей или меньшей степени ограничить власть монарха и наметить принцип разделения властей в системе органов государственной власти. Иными словами, по правительственным проектам Россия должна была стать конституционной монархией.

Правительственные проекты не были претворены в жизнь по разным причинам: либо менялись взгляды императора, инициировавшего подготовку государственно-политических реформ (Александр І), либо мешала смерть императора (Александр ІІ).

Характерно, что все официальные проекты прямо не назывались конституциями. Вероятно, это связано с тем, что их авторы не хотели «напугать» консервативно настроенную часть российского общества, поскольку у последних термин «конституция» ассоциировался с революциями в Европе и Северной Америке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)