Этап общенародного государства

Конституции СССР 1977 г., РСФСР 1978 г. Идея новой конституции появилась еще при Н. С. Хрущеве. Более того, в 1962 г. была образована комиссия для подготовки проекта новой Конституции СССР. Но работа этой комиссии растянулась на пятнадцать лет, и конституция появилась в период нахождения у власти следующего партийного лидера, по фамилии которого стала называться «брежневской».

В период работы конституционной комиссии вновь обсуждалась идея учреждения поста Президента СССР — ее сторонником был Н. С. Хрущев. Была даже подготовлена соответствующая глава проекта Конституции. Однако после прихода к власти Л. И. Брежнева эта идея опять не была претворена в жизнь. Предполагалось, что президентские функции, как и раньше, будет выполнять Президиум Верховного Совета.

Конституция СССР 1977 г. даже по своей структуре имела существенные отличия от Основного закона СССР 1936 г.: появилась преамбула, увеличилось количество статей (до 174, в том числе появились 75 абсолютно новых статей), текст делился на разделы и главы.

Интересно
Конституция СССР 1977 г. сформулировала целый ряд важных новелл в право-государственном укладе страны. Впервые было закреплено, что «вся власть в СССР принадлежит народу». Предшествующие основные законы фиксировали принадлежность власти определенной категории населения: Конституция РСФСР 1918 г. — «рабочему населению страны», Конституция СССР 1936 г. — «трудящимся города и деревни». Поэтому вновь было изменено название органов власти: «Советы народных депутатов» вместо «Советов депутатов трудящихся».

Конституция 1977 г. предусмотрела участие в управлении государством общественных организаций и трудовых коллективов; возможность вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение и референдум. В 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая вновь во многом копировала Основной закон СССР, хотя имела и определенные особенности. Конституции 1977 и 1978 гг. стали важной вехой развития института правового статуса личности: вторые разделы этих документов «Государство и личность» были полностью посвящены правам, свободам и обязанностям граждан.

Конституции 1977 и 1978 гг. по сравнению с Конституциями 1936 и 1937 гг. выявили несколько тенденций в развитии правового статуса личности. Во-первых, раздел «Государство и личность» был помещен на соответствующее ему второе место, после основ общественного строя и политики. Во-вторых, объем второго раздела Конституции 1977 г. составлял 37 статей, в то время как глава десятая Конституции 1936 г. состояла из 16 статей. Это свидетельствует о том, что в Конституции 1977 г. более широко, чем прежде, отражены права и свободы.

Развитие статуса личности шло как за счет расширения прав и свобод, зафиксированных ранее, так и за счет введения многих новых прав и свобод (в основном экономических, социальных и культурных). Так, например, провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т. д. Важно также отметить, что наряду с расширением прав и свобод предусматривалось усиление их политических, экономических и юридических гарантий.

Все вышесказанное заставило исследователей говорить не только о расширении содержания прав и гарантий, но даже о их определенном качественном изменении. Однако в научной и учебной литературе по данной проблеме, к сожалению, нет ответа на вопрос, в чем причина такого «качественного изменения», почему советское руководство пошло на такое беспрецедентное расширение прав и свобод.

На наш взгляд, одной из основных причин данного явления стала ратификация Советским Союзом в 1973 г. двух важных международных актов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Вероятно, это и стало решающим фактором для расширения конституционных прав и свобод советских граждан. Таким образом, произошла имплементация международных обязательств СССР на внутригосударственном уровне.

Со второй половины 1980-х гг. в связи с провозглашением партийно-государственным руководством СССР курса на перестройку, развитие гласности и политического плюрализма начинается «переходный период» конституционного развития России от советского к современному этапу.

Несколько конституционных реформ, осуществленные в СССР и в РСФСР за период 1988—1991 гг., существенно изменили основы политической и социально-экономической системы страны, обозначив вектор на ее демократизацию и формирование многоукладной экономики. Реформы 1988—1989 гг. ввели целый ряд изменений и дополнений в Конституции СССР и РСФСР: сначала в СССР, а затем и в РСФСР появился Съезд народных депутатов, ставший высшим органом государственной власти; впервые выборы стали состязательными; учреждался Комитет конституционного надзора СССР; закреплялся принцип правового государства. Реформы 1989—1991 гг. исключили из текстов Конституции СССР и Конституции РСФСР положения о руководящей и направляющей роли КПСС, а также о том, что основу экономической системы составляет социалистическая собственность.

Основной новеллой данного этапа реформ стало учреждение поста Президента СССР (1990 г.), Президента РСФСР (1991 г.) как высшего должностного лица государства.

На ІІІ Съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Учреждалась должность не только президента, но и избираемого одновременно с ним вице-президента СССР. В Конституцию СССР 1977 г. была введена гл. 15 «Президент СССР». Президент СССР объявлялся главой государства и должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Однако в законе оговаривалась, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР. На этот пост был избран М. С. Горбачев, сохранивший за собой должность Генерального секретаря ЦК КПСС.

В России велись оживленные дискуссии о целесообразности введения поста Президента РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против такого нововведения, поэтому данная должность была учреждена путем референдума. Большинство российских граждан (почти 70%) высказалось за введение в республике института президентства.

21—25 мая 1991 г. состоялся ІV Съезд народных депутатов РСФСР, утвердивший законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР» и внесший соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон РСФСР). 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента РСФСР. Им стал Б. Н. Ельцин. Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Учреждение постов Президента СССР и Президента РСФСР имело далеко идущие последствия, ибо, в сущности, влекло за собой изменение формы правления, переход от республики Советов к президентской республике.

Указанные реформы также расширили права и свободы советских граждан, в частности в основных законах нашли закрепление право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти, свобода передвижения, свобода информации.

Интересно
Итак, путем внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен новый конституционный строй, который стал серьезной предпосылкой для становления современного периода конституционной истории. Конституционно-правовые нормы союзного законодательства, сформировавшиеся в этот «переходный период», сыграли роль юридической базы для нового российского конституционного права.

Таким образом, Октябрь 1917 г. кардинальным образом поменял вектор конституционного развития России: страна более чем 70 лет шла по пути социалистического строительства. Большевики отвергли весь предыдущий опыт конституционного развития страны: наработки национальной конституционной доктрины ХІХ в., опыт парламентарной демократии 1905—1917 гг., незыблемость демократических свобод.

Более того, большевики отбросили почти все выработанные к тому времени на Западе демократические принципы представительной системы: разделение властей, парламентские учреждения, ответственное правительство, признание прав оппозиции, подчинение государства праву и др. Вместо этого было предложено построение коммунистического общества на базе марксистско-ленинского учения. Данное обстоятельство предопределило существенную специфику советского периода конституционного развития России — кстати, наиболее длительного во всей российской конституционной истории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)