Основы федеративного устройства и местного самоуправления

В вопросе субъектного состава Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила status quo: субъектами являются республики (государственно-правовой статус), автономная область, автономные округа (национально-территориальные образования) и края, области, города федерального значения (территориальные образования).

Однако разработчики постарались включить в текст соответствующего раздела гарантии против сепаратизма. Конституция использует понятие «суверенитет» только по отношению к Российской Федерации. Она гласит, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Уважая право субъектов на свою территорию, Конституция тем не менее не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Субъекты Федерации равноправны между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5). В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 5), федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Конституция закрепляет следующую модель распределения предметов ведения: сферы исключительного ведения РФ, сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ, сферы исключительного ведения субъектов РФ (по остаточному принципу).

Интересно
Конституция исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления, законодательства субъектов, поэтому оставляет за федеральным законодателем право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах; в отношении законодательства субъектов Конституция требует соответствия их нормативных актов Конституции и законам РФ в сферах исключительного ведения Федерации и совместного ведения.

В тексте Конституции 1993 г. основы системы органов власти субъектов РФ не нашли закрепления: ст. 77 гласит, что система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Вопросы же местного самоуправления получили, пусть и фрагментарное, закрепление в Конституции. Автономия системы местного самоуправления возведена в конституционный принцип (ст. 12), ей также посвящены положения гл. 8. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и рядом иных гарантий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)