Поправки и пересмотр Конституции

В Конституции предусмотрена достаточно сложная, жесткая процедура изменения, что легко объясняется логикой конституционного строительства переходного периода. Поскольку Конституция закрепила факт победы одних политических сил (пропрезидентских) над другими, эти силы постарались обеспечить Конституции — и политическому режиму, который она конституировала, — определенный уровень стабильности, столь необходимой в период острой конфронтации ветвей власти.

Прежде всего, Конституция установила круг субъектов (который оказался достаточно широким), имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного закона: президент, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Конституционный пересмотр (ст. 135) имеет место тогда, когда предлагается внести изменения в положения гл. 1, 2 и 9 («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина» и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Данные положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием; палаты вправе лишь дать предварительную оценку соответствующим предложениям, поддержав предложение о пересмотре тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В последнем случае должно быть созвано

Конституционное собрание. Оно либо подтвердит неизменность Конституции, либо разработает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей).

Поправки к Конституции (ст. 136) имеют место тогда, когда изменения предлагается внести в положения, содержащиеся в гл. 3—8 Конституции. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов: не менее трех четвертей в Совете Федерации и двух третей в Государственной Думе). Принятые таким образом поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Глава 9 Конституции предусматривает еще два вида процедур, которые не являются ни пересмотром, ни внесением поправок и поэтому условно могут быть названы «техническими».

Интересно
Первая из них — это порядок внесения изменений в положения ст. 65, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Вторая — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ (ч. 2 ст. 137). В случае изменения наименования субъекта РФ его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Таким образом, несмотря на сложные обстоятельства, сопровождавшие появление российской Конституции 1993 г., она в целом находилась «в рамках современного европейского конституционализма». Передача значительных полномочий исполнительной власти (прежде всего, президенту) во многом напоминала французскую Конституцию 1958 г. Такое распределение полномочий вызывало (и продолжает вызывать) критику многих ученых и политиков, однако следует заметить, что французская система с течением времени «приняла более умеренную форму».

Основной закон России также включил длинный перечень прав граждан, характерный для современных конституций, и в нем как никогда отразились господствующие правовые тенденции в Европе. Однако конституционный текст и конституционная реальность находятся не в прямой зависимости, поэтому окончательная оценка Конституции и ее действия должна даваться на основе изучения конституционных реалий, возникающих в результате действия конституционных норм в их сочетании с иными факторами конституционного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)