Конституционная модель власти

Сущность любой Конституции, как известно, состоит в том, что она выражает соотношение политических сил, существовавшее на момент ее принятия. Не является в этой связи исключением и Конституция 1993 г., закрепившая, на наш взгляд, модель суперпрезидентской республики в России.

Ее важнейшие проявления заключаются в следующих элементах статуса и возможностях Президента РФ, а также в его взаимоотношениях с иными субъектами политики:

  • президент является главой государства; он избирается народом путем прямых выборов;
  • президент обладает особым статусом гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина;
  • президент стоит как бы над другими государственными органами, выступает как арбитр, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • президент вправе определять основные направления внутренней и внешней политики государства; руководить их осуществлением;
  • президенту предоставлено право назначать председателя правительства РФ (предварительно президент должен испросить согласие Государственной Думы) и остальных членов правительства (формально — по предложению председателя); он фактически направляет работу правительства (обладает правом председательствовать на заседаниях правительства, вправе отправить правительство в отставку);
  • президент представляет (палатам Федерального Собрания) кандидатуры на ряд высших государственных должностей — членов Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора РФ, председателя Центробанка РФ;
  • в сферу ведения президента включено обеспечение безопасности государства, формирование Совета безопасности РФ и руководство им;
  • президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину, назначает и смещает высшее командование Вооруженных сил РФ, объявляет военное положение или чрезвычайное положение;
  • президент обладает правом роспуска Государственной Думы, правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето;
  • президент назначает референдум в РФ;
  • президент имеет право издавать указы, непосредственно регулирующие общественные отношения.

Законодательную власть по Конституции осуществляет двухпалатный парламент РФ — Федеральное Собрание. В Конституции возможности парламента текстуально ограничены двумя функциями: представительство народа и законотворчество. Однако Федеральное Собрание, его палаты осуществляют и другие функции: участвуют в высшем руководстве делами страны, в формировании ряда государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, осуществляют парламентский контроль.

Нижняя палата — Государственная Дума — работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов, половина из которых избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая — по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений.

Верхняя палата — Совет Федерации — формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Палаты работают самостоятельно, однако Государственная Дума в этом тандеме является более «сильной», на что указывают прежде всего полномочия палат в сфере законотворчества (ряд проектов может быть принят без их рассмотрения в верхней палате, депутаты Государственной Думы вправе квалифицированным большинством «переголосовать» решение Совета Федерации).

Исполнительную власть РФ по Конституции осуществляет Правительство РФ. По Конституции, правительство отвечает за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Интересно
Председатель правительства, как уже указывалось, назначается президентом с согласия Государственной Думы, однако роль в процессе назначения председателя правительства, отведенная Конституцией Государственной Думе, а также ее роль в вопросе отставки правительства чрезвычайно слаба: она фактически производна от воли президента, который вправе принять окончательное решение о возможной отставке.

Более того, правительство не может и само принять окончательное решение об отставке, поскольку президент может отклонить такую инициативу. Конституция гласит также, что перед вновь избранным президентом правительство слагает свои полномочия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)